XVIII – первая половина XIX века время расцвета волжского судоходства. Просторы великой русской реки бороздили тогда тысячи судов.
Грузы из Москвы и окских городов на Нижегородскую ярмарку привозили на гусянах.
Они получили такое название, потому что первоначально строились на притоке Оки – реке Гусь.
Гусяны были лёгкими, широкими и длинными. Дно у них делалось плоским, а борта – низкими. Палуба имелась только у носа и кормы.
Обратно из Нижнего Новгорода на гусянах отправляли железо, соль, рыбу. Против течения гусяну тянули бурлаки – «гусянщики». По течению гусяна шла под небольшим парусом, управляемая широкими вёслами, установленными на носу и корме.
На другом притоке Оке – Мокше - делали мокшаны.
Отличительной особенностью этих судов была двускатная крыша. Она была нужна, чтобы укрыть от дождя зерно, которое преимущественно возили на мокшанах.
Для транспортировки леса вниз по Волге использовались беляны –плоскодонные суда огромных размеров.
Они никогда не осмаливались, были белыми, откуда и возникло их название.
Смолить беляны не было нужды, ведь они делались только на один сплав. После прибытия в низовья Волги эти суда разбирались.
Самым совершенным волжским судном в начале XIX века являлась расшива.
В отличие от всех названных выше, она имела сплошную палубу. Причем палуба расширялась (расшивалась) за границы бортов за счет наставок со стойками.
Стойки снаружи обшивались досками. Этот ряд досок назывался «красным поясом» и, как и корма, украшался искусной резьбой, а затем покрывался зеленой и красной красками, а иногда и позолотой. При подходе к большим городам на расшивах поднимались разноцветные флаги.
Все это, как писал историк волжского судоходства И.А. Шубин, «делало их очень красивыми, особенно когда они распускали свои огромные белые крылья – паруса, горделиво скользя по величавой шири реки подобно гигантским птицам».
Расшивы строили в Нижегородской губернии – в Балахне, Городце, Васильсурске, Горбатове. Большие толстые мачты на них ставили в Балахне и Молитовке (близ Нижнего Новгорода).
Благодаря парусам расшива могла при благоприятном ветре идти против течения. При безветрии её тянули бурлаки.
#Волга #история судоходства #история #история Нижегородского края