Руководитель «Мосфильма», кинорежиссер Карен ШАХНАЗАРОВ отметил 70-летний юбилей. Время летит совершенно незаметно. Казалось бы, мы писали о Карене Георгиевиче совсем недавно, но уже, оказывается, прошло 3 года.
А тогда в Московском Доме книги на Новом Арбате состоялась творческая встреча. Был представлен целый ряд книг - "Белый тигр", "Всадник по имени Смерть", "Город Зеро", "Курьер" и "Яды, или Всемирная история отравлений". Да, сегодня мало, кто знает, что известный кинорежиссер, за плечами которого почти три десятка фильмов, начинал свой творческий путь как писатель.
За повесть "Курьер" (1982) Карен Шахназаров получил литературную премии имени Бориса Полевого. А уже вскоре, благодаря известному трагикомедийному фильму «Курьер» (1986), он, уже как кинорежиссер, стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Всего же у Карена Георгиевича свыше пятидесяти международных и национальных призов и наград. Его фильмы участвовали в конкурсах Каннского фестиваля, они были выдвинуты на премию Американской киноакадемии «Оскар», а также не раз представляли СССР и Россию на многих других международных киносмотрах.
Из интернациональной семьи
Несколько слов о нашем госте. Именитый киномастер родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. По отцу он происходит из аристократического армянского рода князей Мелик-Шахназарянов.
А его мама, Анна Григорьевна, была русской. В 1975 году Карен Шахназаров окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Игоря Таланкина.
Дебютировал на большом экране картиной «Добряки». Впрочем, ее выход остался незамеченным для широкой публики. Настоящую известность народному артисту России принесла музыкальная комедия «Мы из джаза».
По опросу читателей журнала «Советский экран» она была названа лучшим фильмом 1983 года. Позже «за развитие жанра музыкальной комедии» (речь идет о фильмах "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх") режиссеру вручили невероятно престижную по тем временам премию Ленинского комсомола.
А в 1998 году Карен Шахназаров возглавил ведущую в стране кинофабрику «Мосфильм». Но продолжает и поныне снимать. Чему, как выяснилось, не помеха даже юбилеи.
Подводит итоги
- 70 лет это, конечно же, возраст. Хочешь не хочешь, а подводишь для себя какие-то итоги. Думаешь, что, в принципе, уже пора, наверное... Пора в смысле подводить итоги.
Прикидываешь, что удалось, а что нет. Вспоминаешь о своих работах. Хотя, откровенно говоря, я особо на этом стараюсь не зацикливаться. Какой смысл?
А если говорить о возрасте, то больше всего я замечаю, что вокруг становится все меньше моих сверстников. Которые тебя окружали. Которые шли с тобой по жизни.
Многие, очень многие уже ушли. Хотя они все равно остаются где-то рядом. А порой около тебя. Или даже вокруг тебя. Есть порой такое ощущение...
В свое время покойная мама мне говорила так: мол, не думай о возрасте. Выброси эти мысли из головы и все тут. Мне тогда было 60 лет. Тоже юбилей.
Видимо, заметила, что я как-то слишком переживал. Так что вот эту круглую дату я отметил на работе. Сейчас снимаю свою очередную картину. В общем, точно не до юбилея...
По стопам Гиляровского
- Как называется новая картина?
- Пока речь идет о «Хитровке». Как известно, это такой трущебный район в центре Москвы. В начале XX века место было злачное, одно из самых опасных в городе. Хитровку прекрасно описал наш замечательный русский писатель Владимир Гиляровский в своей серии рассказов «Москва и москвичи».
Вместе с двумя молодыми авторами, Леной Подрез и Катей Коротковой, был написан сценарий картины как раз по мотивам произведений Гиляровского. Плюс какие-то отголоски Артура Конан Дойля.
В итоге должен получиться комический детектив. Или даже триллер. Название «Хитровка» пока условное. Так часто бывает в кино. Снимаешь под одним названием, а перед самым выходом оно меняется...
- Кто главный герой?
- Сам Владимир Гиляровский. А еще на экране появится Константин Сергеевич Станиславский и другие исторические персонажи. Пока больше ничего не могу рассказать, иначе будет неинтересно смотреть.
- Не секрет, что сейчас кино не ругает разве что ленивый. Особенно много претензий к новому поколению кинематографистов. Вы упомянули двух молодых сценаристок. Как вам с ними работается?
- Могу сказать, что на картину «Хитровка» кинопробы были невероятно длинные. Пришло столько людей! Я пересмотрел огромное количество в том числе и молодых актеров.
И, должен сказать, в целом о них я самого высокого мнения. Пришло немало чрезвычайно интересных ребят. В итоге утвердил несколько человек.
И вовсе не потому, что именно они какие-то самые талантливые. Нет, общий уровень подготовки участников кинопроб мне показался достаточно высоким.
Что касается сценариев, то тут всегда проблемы. Так всегда было. Но Лена Подрез и Катя Короткова — очень способные. Они чувствуют драматургию материала. В общем, молодое поколение талантливое.
Хотя тут я, конечно, субъективен. Но точно не буду говорить о некой тотальной неподготовленности всего молодого поколения. Не потому, что в моем возрасте всегда «все не то», а раньше «всегда было лучше».
Американцы захватили рынок
- Уже много лет говорят о том, что российское кино должно вытеснить иностранное. Однако экранное импортозамещение явно пробуксовывает.
- Да, кинотеатры по-прежнему основную кассу делают на Голливуде. Хотя я всегда был сторонником ограничения иностранного присутствия на нашем рынке. Не секрет, что американцы практически полностью нас оккупировали.
Уже многие годы они контролируют российский рынок и никого сюда не пускают. Может быть, сейчас что-то изменится. У наших кинематографистов открываются большие возможности. Вопрос, воспользуются ли они этим шансом.
- Есть сомнения?
- Скажу прямо: организация нашего кино далека от идеальной. Все мы вышли из советской системы, которая была очень эффективной. Тогда продюсером выступало государство, которое, по сути, делегировало свои права руководителю Госкино.
В мое время это был Филипп Тимофеевич Ермаш. Что бы сегодня не говорили, но факт остается фактом: тогда наблюдался настоящий расцвет советского кинематографа.
Есть и другой вариант — рыночная система, когда делай что хочешь. Мы сейчас где-то посредине. Оттуда ушли, а сюда так и не пришли. Мне кажется, пора уже как-то определяться. Хотя это, конечно, не мое дело...
Нужно брать пример с телевидения
- А чьё?
- Это задача государства. Именно оно должно выстроить ясную и понятную систему. Тогда, уверен, все образуется. Когда знаешь правила игры, легче работать.
Кстати, тут примером может послужить наше телевидение, которое довольно успешно соединило советскую систему с рыночной. Сейчас каждый год производится порядка 400 телесериалов. Невероятная цифра!
- Часто говорят о низком качестве.
- Нет, зачастую качество сериалов неплохое. О чем говорит статистика: если в 90-е нас буквально заваливали мексиканскими, бразильскими и теми же американскими сериалами, то теперь по ТВ показывают в основном отечественные.
И зрители довольны. Выпуск хороших фильмов тоже можно поставить на поток. Но, повторяю, свое веское слово должно сказать государство. Пора ему определиться и взяться за киноиндустрию всерьез, чтобы система кинопроизводства четко заработала.
- Есть еще такое мнение: фильмов снимается немало, но прокатчики их попросту не берут.
- Потому что они десятилетия пахали на Америку, которая жестко контролировали работу кинотеатров. Более того, прокатчики привыкли, что за них все делали. Американцы сами дублировали, сами оплачивали рекламу и пр.
В общем, всячески продвигали свою продукцию. А наши только денежки зарабатывали. При этом особенно не перетруждались. Теперь ситуация изменилась. Получается, им придется пошевелиться.
К тому же, американцы не стесняются идти на чужие рынки — в Азию, в Латинскую Америку. Я считаю, нам тоже необходимо завоевывать другие регионы, включая Европу.
Но этим тоже надо заниматься. А значит, нужно не просто шевелиться, а пахать. Правда, к этому у нас явно не приучены. Что ж, пора перестраиваться. Жизнь нынче уже другая.
Корейское чудо
- Насчет Азии. В последние годы явно прибавило корейское кино. Эксперты дружно говорят о грамотном маркетинге, то есть как раз о продвижении на мировом рынке.
- Мне кажется, дело здесь вовсе не в маркетинге. Просто у корейцев хорошее кино. Честно говоря, я не совсем понимаю смысл слова «маркетинг».
Впрочем, часто не совсем ясен и смысл других иностранных слов. Хотя за ними часто стоят совершенно простые вещи. Каким бы продвинутым не был маркетинг, если кино плохое, то уже ничем не поможешь. Продвигать можно только качественный продукт.
У корейцев реально много хорошего кино. Интересные авторы. И результат налицо: корейское кино шагает по планете, завоевывая призы на самых разных фестивалях. Ну что сказать? Молодцы! Сумели создать отличную киноиндустрию.
- Еще часто говорят, что российскому кино не хватает хороших режиссеров.
- Когда я учился во ВГИКе, у нас было всего 7 бюджетных мест. Причем это касается граждан со всего Советского Союза, поскольку у нас учились студенты из многих других стран мира.
А еще в СССР были двухгодичные Высшие режиссерские курсы. На них принимали тех, у кого за плечами был какой-то вуз. Оттуда тоже вышло немало хороших мастеров.
Скажем, Глеб Панфилов и др. Но в целом режиссеров было, конечно, мало. Тем не менее ежегодно в стране производили 250 картин. И режиссеров вполне хватало.
Получается, что вопрос вовсе не в количестве, а в качестве. А качество советских режиссеров было очень хорошее. Их фильмы до сих пор смотрят по всему миру. Сегодня у нас режиссеров готовят во многих местах. И на телевидении, и в частных школах.
Так что с количеством, как мне кажется, все в порядке. Еще отмечу, что, к сожалению, утрачены связи с бывшими советскими республиками. Многие местные кинодеятели получили образование именно во ВГИКе. Я имею в виду кино-интеллигенцию моего поколения.
Часто наши киночиновники отправляются куда угодно, но только не к соседям. Что вполне объяснимо: хочется хорошо провести время где-нибудь на фестивале в Каннах.
Тут вопрос опять к государству. Нужно развивать программы по сотрудничеству с соседями, а не ездить по заграницам ради отдыха, - усмехнулся Карен Георгиевич.
- Поздравляем с юбилеем, желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Русские вороны клевали французов в английском фильме
Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями
Россияне снимают в Прибалтике
Как и где снимался фильм "Донбасс. Окраина"
Затворничество актёра Владимира Конкина
О том, кого больше не хочет играть Алика Смехова, дочь мушкетёра Атоса
Упала с неба: о героине фильма "Одна"