Найти тему
Алексей Ратушный

Над чем он размышляет?

Фото автора с той самой скамеечки
Фото автора с той самой скамеечки

Иногда со стороны может показаться, что человек абсолютно бесцельно сидит часами на одном месте и «ничего не делает».
Мне посчастливилось многие часы проводить около одних и тех же статуй и в одних и тех же местах.
В Киеве таких «точек» у меня было ровно три.
Святовит.
Булгаков.
Летний шахматный клуб в парке Шевченко.
И был набор «объектов для блуждания».
То есть объект был ровно один, но экземпляров его выражающих было множество, и это множество располагалось в самых разных точках Киева.
Как и полагается в подлинно научном исследовании, у меня имелся «контрольный набор». То есть «объект» опять же был ровно один, но экземпляров было множество и располагались они точно также в различных местах.

Фото автора. Прибой на Днепре
Фото автора. Прибой на Днепре

Под объектами «для блуждания» я понимал дубы.
То есть исследовал я строго «дуб черешчатый древний», но поскольку в Киеве имеется более ста шестидесяти таких красавцев, я их неспешно обходил и изучал.
То есть объект был реально один-единственный – старинный, многовековой громадный дуб.
Но именно наличие многих экземпляров позволяло рассматривать его как бы на разных этапах его развития.
Ибо семисотлетний дуб и дуб четырехсотлетний – это всё-таки разные состояния одного и того же дуба!
Человек живёт мало. Краток мой век. Исследуя двухсотлетний дуб я не надеюсь увидеть его уже четырехсотлетним. Вот тут и возникает замысел посещать разные дубы, рассматривая их как один в разных фазах, поскольку «сценарий один»!
Контрольная группа включала в себя кондитерские ларьки.
То есть объект один: «точка торговли кондитерскими изделиями на рынке», но точек много и рынков много, и последовательное «блуждание по рынкам» позволяет исследовать «точку торговли» в разных фазах её развития, становления, расцвета и гибели.
Что касается посиделок за шахматным столиком в парке Шевченко, то объектом исследования является микрогруппа в которой двое играют, а еще некоторое число наблюдает за процессом игры. Это довольно устойчивый объект для исследований человеческой природы.
Остаётся определиться с Булгаковым и Святовитом.
И если около Святовита объектов несколько: сам Святовит, как изумительное творение рук человеческих, так и человек проходящий мимо Святовита.
Около Булгакова объектом изучения является именно человек, проходящий мимо памятника Булгакову.

Таким образом в основном я исследовал Человека, проходящего «мимо», а также Святовита.

Третья точка: летний шахматный клуб в парке Шевченко. Фото автора
Третья точка: летний шахматный клуб в парке Шевченко. Фото автора

Для человека обременённого суетой сует и томлением духа разовое посещение меня за моими штудиями оставляло простор для самых разнообразных измышлений на мой счёт.
От наивного: «чудак, которому нечего делать» до мудрого «идиот, который не знает на что тратит свою никчемную жизнь».
Но сегодня мы попробуем всё-таки подраскрыть именно то, над чем этот «чудак-идиот» размышляет «на самом деле».
Для сравнения возьмём пример из Киевской шахматной школы. Киевская шахматная школа, это собирательный образ, включающий в себя замечательных больших мастеров древней и мудрой игры в шахматы. Мне посчастливилось наблюдать однажды за одним из занятий, не знаю кого, и не знаю с кем, но оба были очень молоды и очевидно очень сильны в счёте вариантов.
Собственно один (назовем его «тренер», он лет на семь постарше второго, совсем молодого – лет семнадцати) поставил другому (назовём его «ученик») позицию, в которй принимали участие короли, пешки, две ладьи с одной стороны и ферзь с другой.
Позиция была явно счётная и достаточно сложная.
Необходимо было вычислить игру «до мата» за обе стороны.
Тренер поставил позицию ученику, включил время.
А до этого он эту же позицию поставил себе и себе включил часы и задумался, считая варианты.
Каждый раз на часах стояло ровно десять минут.
Я наблюдал молча, не дыша, понимая, что мне позволено наблюдать священнодействие и это доверие обоих ко мне – абсолютно неизвестному им обоим старому человеку меня очень трогало.
Итак, продумав десять минут, тренер посадил за позицию ученика и теперь тот также добросовестно смотрел на доску и считал варианты.
Когда время истекло тренер предложил ученику продемонстрировать свой расчёт.
В целом ученик прекрасно рассчитал позицию почти во всех основных вариантах, но не сумел найти несколько далёких красивых и точных финальных концовок, которые доводили расчёт до совершенства.
На этом я вежливо удалился, также бесшумно, как и возник в кабинете занятий. Дело в том, что они занимались в кабинете приёмной директора шахматной школы и любой направлявшийся к директору не мог миновать этого промежуточного по сути помещения.
Подведём первый итог.
Человек рассматривающий нечто перед собой как правило «считает варианты», то есть опираясь на увиденное пытается понять, каким образом это увиденное при определённых воздействиях может трансформироваться в ту или иную сторону.
Собственно глубина и полнота расчёта и определяет в конечном итоге продуктивность аналитики смотрящего.
То есть в момент «созерцания» совершается внутренняя работа, мозг анализирует поступающую информацию, сопоставляет полученное с внутренней «базой данных» или «картотекой аналогов» и выстраивает дерево «оценочных суждений», позволяющих выработать тот или иной набор процедур, позволяющих зафиксировать результат работы в тексте, в изображении, в последовательности управленческих и иных решений.

Фото автора.
Фото автора.

Чем замечательно созерцание Святовита?
Огромное число людей, формулировавших свои оценочные суждения по поводу этого уникального объекта на самом деле выдавали нам повекрхностное внешнее не выработанное поспешное «заключение» демонстрировавшее их собственную недооценку увиденного.
В шахматы можно играть и очень быстро и не спеша.
Как правило увеличение времени на обжумывание хода даёт повышение качества игры. Причём существенное.
Есть, разумеется. и гении. Они практически сразу видят гениальный ход. Но, как показывает практика, и они нередко делают грубейшие ошибки и зевки.
Так же и при оценке Святовита каких только дефиниций не выдавали по его поводу иные «авторитеты».
Я отношусь к числу трудоголиков, готовых многие годы размышлять об увиденном и находить всё новые и новые грани и трактовки увиденного.
Для меня Святовит – это Чудо! Кладезь несметных сокровищ явно неземного разума.
Для меня Святовит – это Чатуранга в явном полном совершенном её виде, в первозданной её красоте и чистоте.
Все 384 совершенных магических квадрата туго свёрнутых в спираль и отражающих всю суть Человеческой Вселенной.
Все четыре базовые шахматные фигуры представлены во всём своём неотразимом блеске и совершенстве. Все гармонии шахматной доски на одном крошечном столбике!
Разумеется академик Рыбаков поторопился с представлением в Святовите сонма славянских богов.

Фото автора. Один из древнейших дубов Киева
Фото автора. Один из древнейших дубов Киева


Не ответил он на вопрос о проходящих мимо людях, как основном элементе этого чуда древнейшей инженерной, математической, астрономической, социологической и культурологической мысли.
Немного о «предназначении».
Подлинник статуи располагается в Краковском археологическом музее. Однажды Бог зашвырнул меня в Польшу и шанса попасть тогда в Краков у меня был реальный. И ведь тянуло меня добраться! Хотя тогда о Святовите я ни сном, ни духом! В общем шанс был, но я его не использовал.
Статуя в Киеве была установлена накануне московской 1980-го года Олимпиады. Как раз для гостей Олимпийского Киева! И в 1981 -ом году Богн забросил меня на три дня в Киев и провёл мимо этой статуи! Как и все нормальные туристы я в группе бодро миновал самое интересное в городе, в котором в 1928-ом году родилась моя мать.
Что в этом городе спустя двадцать два года родится моя дочь я и не догадывался и не предполагал. Хотя именно в 1980-ом написал пророческую песню с её именно именем («нарисую вам Машеньку снова, и разлуку ещё и шары»).
Был еще визит трехдневный в 1995-ом году с группой, в которую я взял и Ника. Но в Киеве я проводил свои Игры и Святовита не обнаружил.
Наконец Боженька смилостивился надо мной и поселил меня на Крещатике на бочонках с пивом, без средств к существованию и только тогда я совершая непонятный мне круг от Майдана до Софийского собора и Михайловского монастыря в конце концов уткнулся носом в эту статую высотою немногим более двух метров!
Усталый и голодный я присел на лавочку и упёрся взглядом в серый невзрачный четырёхликий столбик.
Но ведь с десяти лет я усердно исследовал Чатурангу!
Я читал о ней и про неё всё, что только попадалось мне на глаза! Я играл в неё сам и пытал своих шахматных тренеров.
Книжечку Рудина я зачитывал до дыр!
Мало кто мог увидеть в этом столбике то, что было явлено мне сразу одним единственным взглядом!
Цель моей интеллектуальной внутренней жизни открылась мне тут и пригвоздила меня к этой скамеечке на десять лет!
Я за эти десять лет научился читать её по спирали, квадратами 2х2! И главное, я разобрался с этой фантастической технологией использования мозгов идущих мимо людей! Она натурально использует идущих мимо!
Независимо от их воли, знаний, опыта она гнёт под себя Вселенную! И что самое поразительное, всё это не требует ни одного миллиграмма мистики! Это так же просто и совершенно естественно, как термоядерный синтез в атмосфере Солнца!
Постепенно я понял, что эта копия, как и все другие её копии не нуждается в «идеальном» оформлении!
Когда понимаешь, как именно она структурирована, уже не требуются ни она сама, ни её временные отображения.
Становится понятно, что уничтожив её, ничего не добьёшься. Она возникнет вновь! Она воспроизведётся в любом человеческом сообществе и продолжит неспешно свою работу. В известном смысле она неуничтожима, потому что это в основе всего Сценария, просто необходимый и неизбежный элемент, а Сценарий у нас всего один!
Нашлись идиоты!
В Киеве нашлись глупцы, которые снесли ей четыре головы!
Все четыре! И дяденька Янукович слетел с захваченных было высот. Я указал сведущим людям, что эти явления взаимосвязаны, но не так примитивно, как языческие трактовки, а гораздо глубже и тоньше. Святовиту прилепили спешно «не свои» головы. Наивные!
Такое глубинное непонимание этого фантастически сложного объекта в самом центре древнейшей цивилизации! Такое неуважение к основам Русского мира!
Самое смешное здесь – это антироссийские потуги хранителей Краковского «оригинала»!
Хранить Ключ к русской цивилизации и при этом мечтать об уничтожении России!!!
Но достаточно о Святовите.
Коснёмся статуи Михаила Афанасьевича Булгакова.
Она расположена на Андреевском спуске (узвизе по украински) рядом с Домом Музеем М.А Булгакова, где нескончаем поток экскурсий.
Я люблю сидеть около статуи и наблюдать за теми, кто любит Михаила Афанасьевича и его творения.
У проходящих мимо я иногда спрашиваю:
- Не знаете ли, почему кота зовут Бегемот?
Понятно, что мне посчастливилось познакомиться с огромным числом трактатов и исследований посвящённых этому роману. Понятно, что это моё любимое литературное произведение двадцатого века. С ним во мне конкурирует только «Маленький принц» Экзюпери.
Но что меня особенно восхищает, так это то, что бесконечный поток людей, проходящих мимо, как правило совершенно не интересуется ни самим автором, ни его произведениями. И это правильно. Уж таковы мы – люди.
Ибо главное в нас – это идти именно мимо.

Фото автора с его постоянного "рабочего места"
Фото автора с его постоянного "рабочего места"