Найти в Дзене

Это - копия рубки той самой, легендарной подлодки С-13, потопившей "Вильгельма Густлова"

Оглавление

Если бы в военном деле было принято присваивать звание "самого результативного нападающего", как в спорте, то эта подводная лодка была бы бесспорным лидером. И сохранила бы за собой это звание до сих пор.

Здравствуйте!

В Нижнем Новгороде, на территории Кремля стоит памятник подводникам - копия рубки подводной лодки C-13. Эта лодка была заложена на заводе "Красное Сормово" в ноябре 1938 года. А уже в апреле 1939 года - спущена на воду. Нижний Новгород в то время назывался Горьким.

Нижний Новгород. Копия рубки той сапой ПЛ С-13. Фото автора. Июль 2022 г.
Нижний Новгород. Копия рубки той сапой ПЛ С-13. Фото автора. Июль 2022 г.

Историю этой подводной лодки я знала в подробностях с 9 класса. У нас учитель истории была исключительно требовательной и насквозь партийной дамой. Но иногда, под настроение, наплевав на программу и планы, она могла рассказывать о каких-то ярких исторических событиях весь урок. Причём рассказывала очень живо и эмоционально, приводила малоизвестные факты, о которых, конечно, ничего не писали в учебниках. Мы слушали, разинув рты и уши, боясь упустить хоть слово.

После таких уроков мы с большой неохотой по звонку выползали из-за парт. На следующий урок ждали продолжения рассказа... Но не тут-то было! С нас спрашивали по-полной!

И вот одним из таких ярких рассказов была история подлодки С-13.

История С-13 - очень кратко

Постараюсь не быть занудливой.

Лодка была спущена на воду в конце апреля 1939 года, а её экипаж был сформирован только спустя 2 года. Капитаном подлодки назначили Петра Петровича Маланченко. В июне 1941 г. лодку перегнали в Ленинград, а затем в Кронштадт.

Мемориальная доска на копии рубки подлодки С-13.
Мемориальная доска на копии рубки подлодки С-13.

В течение года лодка проходила испытания, экипаж обучался, проходил военную подготовку. Лодку несколько раз перегоняли из Кронштадта в Ленинград и обратно. И только в сентябре 1942 года С-13 вышла в первый в Великой Отечественной войне боевой поход. Поход был результативным: лодка уничтожила два финских и одно голландское судно (суда союзников фашистской Германии). Но и сама получила повреждения.

В годы блокады Ленинграда лодка находилась либо в доке, либо проводила боевую подготовку в Неве.

В апреле 1943 года на С-13 поменялся капитан. В ходе одного из учений погиб от взрыва снаряда матрос. Капитана подлодки П. П. Маланченко обвинили в халатности и сняли с должности. Новым капитаном стал Александр Иванович Маринеско.

В октябре-ноябре 1944 года лодка совершает свой второй боевой поход, в результате которого повреждает (но не критично, его потом отремонтировали) немецкий корабль береговой охраны "Зигфрид". Руководство Бригады подводных лодок остаётся недовольным действиями С-13: слишком пассивно. Да и капитан был уличён в нарушениях воинской дисциплины.

Но третий боевой поход С-13 в январе-феврале 1945 г. доказал, что экипаж ПЛ С-13 ещё как активен!

Подвиг или военное преступление?

30 января подводная лодка обнаружила в балтийских водах военно-транспортный корабль (бывший пассажирский лайнер), 9-палубный "Вильгельм Густлов". Он эвакуировал из Польши, Финляндии, Прибалтики немецких военных, гражданский немецкий персонал, беженцев. В числе пассажиров было более 1000 обученных офицеров и матросов немецких подводных сил - лучшие кадры, готовые, сформированные экипажи подводных лодок.

После активных наступательных действий советских войск фашисты, что называется, тикали, спасая свои жизни и увозя награбленное.

"Вильгельма Густлова" сопровождали два торпедных катера и ещё одно транспортное судно. Но из-за технических неполадок два судна отстали, и в сопровождающих остался всего один торпедный катер "Леве".

Погода была ненастной: январь всё же! Дело было поздним вечером, уже давно стемнело. Сильный ветер, мороз, снег, высокая волна... Вначале С-13 пыталась догнать цель, не всплывая, но "Густлов" был быстроходнее. И тогда Маринеско отдал команду на всплытие. Разогнав подводную лодку до предела возможностей, удалось настигнуть немецкий транспорт и атаковать его.

По "Густлову" с расстояния 700 м ударили четырьмя торпедами. Одна из них застряла в стволе, а три достигли цели. И красавец-лайнер затонул за считанные минуты. Причём капитан Фридрих Петерсон покинул тонущий корабль одним из первых и не позволял матросам, сидящим с ним в одной шлюпке, втаскивать в лодку барахтающихся в ледяной воде людей: боялся перегруза и потопления.

Сопровождающий "Густлова" военный катер из-за обледенения (-18!) не смог ничем помочь. Позже по личному приказу Гитлера командира конвоя расстреляли.

По официальным данным, представленным немецкой стороной, на затонувшем "Густлове" было примерно 10600 человек, а удалось спасти из ледяной воды чуть больше 1000.

По поводу этой атаки были полярные мнения. Да и сейчас нет-нет, да и возникают споры. Советская сторона считала это блестящей военной операцией, и капитан Маринеско и его экипаж были объявлены героями.

Но кто-то считал это варварским уbiйством мирных жителей, военным преступлением. Ну, как же: там ведь были раненые, были ни в чём не повинные члены семей военных, были женщины (сотрудницы военно-морского флота), да просто гражданские лица. Но почему-то забывали, что и сотрудники гестапо там были, и 173 человека вспомогательных сил ВМС, и около тысячи кадровых военных, отлично обученных подводников, и военные чиновники, и партийные активисты.

Однако Институт военного права (г. Киль, Германия) объяснил, что:

  • во-первых, транспорт "Вильгельм Густлов" был атакован в зоне, объявленной немецким же командованием зоной боевых действий;
  • во-вторых, корабль имел зенитные орудия;
  • в-третьих, маркировка санитарного судна, статус лазарета отсутствовали;
  • наконец, четвёртое: значительную часть пассажиров составляли военные специалисты, моряки-подводники.

И поэтому "Вильгельм Густлов" может считаться законной военной целью подлодки С-13.

Завершение третьего боевого похода

Спустя несколько дней после потопления "Вильгельма Густлова", в ночь с 9 на 10 февраля 1945 года экипаж С-13 обнаруживает и атакует ещё один транспортный немецкий корабль - "Генерал Штойбен". Корабль ушёл на дно, утонули более 3600 человек: личный состав танковой дивизии, военные медики, беженцы.

После Великой Отечественной войны дизельная подлодка С-13 какое-то время ещё служила на Балтийском флоте. А затем её превратили в учебный класс, где набирались знаний и опыта будущие подводники. В пятидесятые годы лодка была разобрана и отдана в переработку.

Судьба капитана не сложилась

После третьего боевого похода капитана С-13 А. И. Маринеско командир Дивизиона подводных лодок представил к высшей награде - Звезде Героя Советсткого Союза. Однако в штабе флота решили, что будет и ордена Красного Знамени достаточно. Орденом Красного Знамени наградили и саму подводную лодку.

Капитан А. И. Маринеско - в центре, в первом ряду. Фото с сайта https://politika-v-rashke.ru/
Капитан А. И. Маринеско - в центре, в первом ряду. Фото с сайта https://politika-v-rashke.ru/

Дело в том, что Маринеско был "неуправляемым". Насколько он был талантливым и профессиональным моряком, специалистом "от Бога", - настолько же он был недисциплинированным. Любитель выпить (а, возможно, даже и профессионал!), любитель и любимец женщин, азартный игрок и задира...

То, что в штабе флота не поддержали представления на Звезду Героя, деморализовало капитана. Дисциплинарные проступки участились, и Маринеско понизили в звании сразу на 2 ступени. Он потерял интерес к службе, и в конце 1945 года уволился из флота. Продолжал выпивать. Знакомые устроили его на гражданскую должность, но от там сделал растрату. В результате - 3 года лагерей на Колыме.

Вернулся Александр Маринеско из лагерей в 1953 году. Здоровье было подорвано. Снова помогли друзья: устроили на работу на завод в отдел снабжения, на самую скромную должность. Пенсию получал ничтожную. Но друзья хлопотали, и в 1960 году разжалование отменили, восстановили моряка в звании капитана.

Онкологическое заболевание прогрессировало, и в конце 1963 года А. И. Маринеско умер. Ему было 50 лет. Сейчас я говорю: всего 50 лет.

А звания Героя Советского Союза его всё-таки удостоили, уже при Горбачёве, посмертно. Но я узнала об этом, разумеется, не из рассказов учителя истории (они были за 5-6 лет до этого), а совсем недавно, на обзорной экскурсии по Нижнему Новгороду и его Кремлю.

Здоровья всем и новых интересных путешествий!

Полезные ссылки:

Купить авиабилеты

Купить билеты на поезд

Снять квартиру

Можно и здесь подобрать удобный вариант жилья

Заказать экскурсию