Есть люди застенчивые, есть интроверты, экстраверты и многое другое. Но иногда наша неспособность и нежелание активно пользоваться речью не совпадают.
Иными словами, мы бы рады говорить больше, но не можем.
Этот материал именно для тех, у кого есть желание разговорить своего ребенка, если он не разговорчив не в силу своих особенностей психики.
Хотя даже если это так, при определенных условиях это также можно корректировать.
Говорите обо всем, что Вас окружает
Самый первый, но самый сложный и одновременно легкий шаг на пути к многоговорению - это общение на любые бессодержательные темы. Элементарно можно говорить с ребенком о погоде. Задавать наводящие вопросы и так далее.
К примеру, на улице идет снег. Можно рассказать ребенку, как Вы любите зиму и почему.
Потом спросить у ребенка, нравится ли ему самому снег и зима вообще. И так по крупинкам провести интересную беседу.
Этот способ самый легкий с точки зрения воплощения, тут не нужны никакие пособия в помощь. Но этот же способ и самый сложный, так как требует от самих взрослых навыков в общении.
Иногда выясняется, что построить беседу в таком ключе сложно, это говорит о том, что и сами взрослые недостаточно разговорчивые.
Тогда это еще и отличное упражнение-тренажер для совместный языковых тренировок.
Читайте любимые книги и обсуждайте с ребенком их содержание, героев
Дети любят говорить о том, что их интересует. Читать об этом любят далеко не всегда, но именно в чтении для детей школьного возраста кроется следующая ступень языкового развития.
Если ребенок не читает или читает очень мало, шансов на то, что он станет разговорчивее, нет. Это объективная реальность.
Да, ребенок может с годами начать говорить с желанием, но качество речи будет страдать, будет ощущение, что в голове крутится мысль, а слов на ее выражение просто не хватает.
Это явление называется "ограниченный словарный запас", компенсировать его может только чтение. Чтобы процесс пошел еще быстрее, стоит обсуждать прочитанное ребенком вместе с ним.
К примеру, прочитал ребенок произведение про Тараса Бульбу, будет неплохо спросить у дочки или сына, кто из героев им понравился, кого стало жаль и так далее.
Пересказ чего угодно
Еще один важный навык, который формируется только в школьные годы, - это умение пересказывать прочитанное. Пересказывать можно даже программу передач или просмотренный по телевизору футбольный матч.
Старшую дочку часто прошу пересказывать ее любые мультфильмы по мотивам сказок народов мира. Еще Катя с удовольствием рассказывает о сюжетах сказок, художественных фильмов ("Золушка", "Три толстяка" и так далее).
Если говорить о школьной программе, то нужно пересказывать параграфы школьных учебников. Это может быть астрономия, биология, физика, литература, тут чем больше, тем лучше.
Комментированное выполнение домашних дел
Этот навык ребенок получит по наследству от взрослых, и никак иначе. Вспомните себя, Вы комментируете свои действия при, например, уборке? Думаю, что вряд ли.
А попробуйте это сделать. Это сложный навык и для взрослого, одновременно работают руки, мозг и еще требуется запустить навык речи.
Это очень полезное упражнение, особенно для детей. Как это ни странно, но оно даётся легче именно детям. Тут они дадут нам фору.
Для сохранения мышленческих процессов, их укрепления очень полезно выполнять несколько разнонаправленных операций. Попробуйте, будете очень удивлены.