Эд Йонг, британский научный журналист, начинает свою новую книгу «Необъятный мир: как чувства животных раскрывают скрытые сферы вокруг нас» описанием мысленного эксперимента. Йонг задается вопросом, что животные могли бы сообщить нам о том, как они воспринимают мир. И это будет совсем не похоже на то, как воспринимает мир человек. «При всем нашем хваленом интеллекте наше восприятие — всего лишь одно из миллионов», — утверждает автор.
«Рассмотрим гребешок (то, что продается на рыбном прилавке супермаркета, — это всего лишь мускул, с помощью которого гребешки открывают и закрывают свои раковины). У некоторых видов гребешков десятки глаз, у других — сотни. Внутри них находятся зеркала, состоящие из крошечных кристаллов, которые фокусируют свет на сетчатках (у каждого глаза их две). Глаза гребешка расположены по краям его тела, как шипы на собачьем ошейнике. Их глаза функционируют независимо — как детекторы движения. Когда один глаз чувствует что-то потенциально вкусное, он посылает сигнал, что это следует "изучить". Несмотря на то, что глаза гребешков многочисленны и сложны, эти животные не обладают тем, что мы считаем зрением. Они видят "без сцен"».
Кроме того, уже доказано, что многие виды животных имеют очень сложные системы передачи информации — настолько сложные, что их, вероятно, стоит называть языками. Например, шимпанзе в лесах Будонго в Уганде оперируют по меньшей мере 58 жестами, которые они комбинируют в различные последовательности, подобно тому, как человек комбинирует слова.
Койоты на американском Западе издают характерные крики, указывающие на различных хищников, и, похоже, они способны включать в них описания: крупное существо обозначается одним видом крика, мелкое — другим.
Горбатые киты издают множество различных звуков — от заунывных стенаний до высокочастотных криков, похожих на визг поросят. И у этой «речи» есть структура. С спектрографа исследователи преобразовали запись звуков китов в серию обозначений. Выяснилось, что горбачи всегда издавали свои вопли, визги и хрюканье в определенном порядке — A, B, C, D, E и никогда — A, B, D, C, E. Более того, горбатые киты издают также серии красивых и разнообразных звуков от семи до 30 минут, а затем повторяют ту же серию с высокой точностью. Исследователи считают, что это не что иное, как «песня» китов.
Главная проблема здесь в том, что для расшифровки издаваемых китами звуков нам необходимо иметь доступ к опыту, о котором «говорят» или «поют» киты. А именно этого нам и не хватает. Философ Людвиг Витгенштейн высказался еще более резко: «Если бы лев мог говорить, мы не смогли бы его понять.