Найти тему
Mayor Grom

Невероятная Советская Техника: Часть пятая

Распад Советского Союза поставил крест на реализации многих интересных проектов, большая часть которых касалась военной сферы. Некоторые, созданные в нашей стране, монстры способны поразить даже современного человека и сегодня расскажу вам о нескольких из них.

Экраноплан "Лунь"

Одной из самых необычных советских разработок были экранопланы - летательные аппараты, использующие для полета экранный эффект. Согласно международной классификации эти аппараты относятся к морским судам. Их можно использовать, например, для перевозки грузов и пассажиров, выполнения спасательных миссий или морского патрулирования. Советские экранопланы разрабатывались, конечно же, для военных нужд. Экраноплан движется вблизи поверхности воды или земли за счет так называемого "экранного эффекта", набегающий под крыло поток воздуха создает дополнительную подъёмную силу - воздушную подушку. Такой вид транспорта имеет ряд преимуществ, более того, некоторое экранопланы способны на длительное время оторваться от поверхности, переходя в режим самолета - так называемые "экранолёты".

-2

16 июля 1986 году сошел на воду первый корабль из серии боевых ракетоносных экранопланов, весом 240 тонн. Его назвали "Лунь". Этот своеобразный гибрид, с двигателями разработанными авиаконструктором Николаем Кузнецовым, объединял в себе качества корабля и самолета. Длина машины составляла 73 метра, а размах крыльев 44 метра. Скорость "Лунь" достигала 500 км/ч ,а дальность хода до 3000 километров. Максимальная же взлетная масса была 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей, с тягой по 13 тонн каждый. Также экраноплан вооружен шестью советскими противокорабельные ракетами "Москит", которые, на тот момент, были одной из самых современных разработок. Но увы, начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов незавидную судьбу. Упадок армии, экономические трудности поставили крест на дальнейшей разработке. Проект законсервировали, однако, в последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще.

"Лунь" сейчас, Дербент.
"Лунь" сейчас, Дербент.

СВЛ

-4

Скоростной вагон-лаборатория, с двумя турбореактивными двигателями АИ-25 от самолета ЯК-40 на испытаниях 1972 года развил немыслимую скорость - 250 км/ч. Однако, экспериментальный аэровагон мог развивать и большие скорости, будь рельсы немного поровнее. Предполагалось, что такая техника может оказаться полезной в деле пассажирских перевозок, позволяя сократить время пребывания в пути. Перспективные высокоскоростные поезда должны были курсировать между крупнейшими городами страны. За считанные часы доставляя пассажиров, например из Москвы в Ленинград.

-5

Идея выглядела многообещающе, однако ее реализация была связана с рядом трудностей. Собранные в ходе заездов сведения позволили провести ряд важнейших расчетов. Было установлено, что предельная скорость скоростного вагона составляет 350 км/ч. Опыт, полученный в ходе проекта, СВЛ активно использовался в ряде новых проектов скоростной железнодорожной техники. Наработки применялись при разработке электропоезда ЭР200 и локомотива РТ200, рассчитанных на движения со скоростями до 200 км/ч. Сам же проект скоростной вагон-лаборатория был закрыт в 1975 году, по причине выполнения всех возложенных на него задач. Дальнейшая его эксплуатация представлялось нецелесообразной и после этого единственный экземпляр СВЛ был брошен на территории Тверского вагоностроительного завода.

-6

Однако, в наши дни, передняя часть этого реактивного вагона была отреставрирована в честь 110-летия предприятия и встречает ныне всех его посетителей.

-7

МАЗ-7907

-8

Чудовищный двенадцатиосный колесный транспортер МАЗ-7907 можно смело назвать апофеозом и финальным аккордом советского монстростроения. 7907 - опытное шасси Минского автомобильного завода для пусковой установки подвижного грунтового ракетного комплекса Целина-2 с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 "Молодец". До сих пор это единственный в мире самоходный транспортер, у которого все 24 колеса ведущие, а 16 из них еще и управляемые. Благодаря последним, радиус разворота гиганта составил всего лишь 27 метров, что совсем не много для такой махины. Питается этот монстр от газотурбинного двигателя, снятого с танка Т-80, и к тому же форсированного до 1250 лошадиных сил. Этот двигатель крутит генератор, а тот питает тяговые электромоторы по одному, внимание, на каждое из 24 колес. Этот МАЗ начали проектировать в Минске еще в марте 1983 года, а уже в 1985 году для испытаний на МАЗ-е собрали двух таких монстров.

-9

Машина вышла огромной - 28 метров в длину, 4 метра в ширину, а также более 4 метров в высоту. Максимальная скорость составляла 25 км/ч. 7907 активно испытывали до 1987 года, однако на вооружение он принят так и не был. В стране уже вовсю бушевала перестройка, затем Союз развалился. Холодная война закончилась и белорусский многоосник стал никому не нужен. В наши же дни на полигоне МАЗ так и продолжают храниться два опытных экземпляра шасси МАЗ-7907.

-10

ЗИЛ-Э167

-11

Как-то в 60-х этот экспериментальный вездеход от ЗИЛ, проходивший испытания в Сибири здорово напугал американцев. Их спутники-шпионы, якобы засняли несколько этих машин, за короткое время, в сильно удаленных друг от друга местах. В Белый дом тут же доложили, что русские создали партию снегоходов для нападения на США через Северный полюс. Однако им тогда даже в голову не пришло, что спутники засняли одну и ту же машину. Просто она резво перемещалась по тайге, за счет своей невероятной проходимости. Это был ЗИЛ-Э167.

-12

В далеком 1961 году Московский городской совнархоз заказал ЗИЛ-у пассажирский снегоболотоход особо высокой проходимости для Крайнего Севера. Колесная формула 6х6, большой клиренс, гладкое днище и способность лезть по любому снегу метровой толщины с грузом в кузове - вот главные особенности машины. Проходимость и особенно большой клиренс в 750мм ЗИЛ-Э167 обеспечивали огромные покрышки, диаметром целых 28 дюймов. А чтобы облегчить вес, колеса и диски были изготовлены из стеклопластика. Вес самой же машины составлял 12 тонн, вмещать она могла 14 человек или перевозить на себе 5 тонн груза.

ЗИЛ-Э167 в сравнении с ГАЗ-69
ЗИЛ-Э167 в сравнении с ГАЗ-69

В движение этого монстра приводили 2 180 сильных зиловских бензиновых V8,по одному на колеса правого и левого бортов соответственно. Они работали в паре с 3 ступенчатыми автоматами. Максимальная скорость составляла всего 75 км/ч, а расход топлива- немалые 100 литров на 100 километров.

Но, к сожалению, никто так и не разместил заказы на производство этого супервездехода. Единственный выпущенный тестовый образец долгие годы мыкался по углам территории завода ЗИЛ. Ветшал и приходил в упадок.

-14

Позднее его отреставрировали и сегодня он изумляет посетителей военно-технического музея в подмосковной Черноголовке.

-15

ЗИЛ-4904

-16

ЗИЛ-Э167 показал просто сумасшедшую проходимость на всех типах бездорожья, где превосходил все отечественные колесные машины, включая автомобили 8х8 и не уступал даже гусеничным тягачам. Но одному вездеходу он все же уступил и это был его брат по концерну - ЗИЛ-4904. Вездеход на шнекороторных движителях, сделанных по принципу винта Архимеда. Проходимость таких машин близка к абсолютной. Там где всё колёсно-гусеничное уныло вязнет и тонет самоходная мясорубка уверенно прёт вперед, а еще и плавает неплохо. Впрочем, есть один недостаток - землю такой аппарат не жалеет ни капли, по твердым поверхностям не ездит и слишком узкопрофилен. Предполагалось, что ЗИЛ-4904 пригодится поисково-спасательным службам, геологам и нефтяникам в условиях тотального бездорожья. Единственный опытный образец построили в 1972 году и он был огромным. 8,5 метров в длину, больше 3 метров в ширину и высоту, а клиренс превышал 1 метр. Чтобы хоть как-то облегчить машину кабину сделали из стеклопластика, а сами здоровенные шнеки из легких сплавов. В итоге аппарат вышел самым большим шнекоходом в мире, весил 7 тонн и имел грузоподъемность в 2,5 тонны. Шнеки же крутили всё те же два серийных зиловских восьмицилиндровых двигателя, по 180 лошадиных сил. Проходимость же этого ЗИЛ-а, воистину, не знала границ. Однако скорость на воде и снегу составляла всего 10 км/ч, а на болоте чуть больше 7км/ч. ЗИЛ-4904 так и остался в единственном экземпляре, применение так и не нашлось.

Единственный образец 4904 уцелел и сейчас выставляется в подмосковном военно-техническом музее.

-17

Но многие наработки по нему потом использовали для его младшего брата - ЗИЛ-29061, который стал частью еще одного интересного зиловского спецпроекта.

Колесный вездеход ЗИЛ-4906 и шнекороторная машина ЗИЛ-29061
Колесный вездеход ЗИЛ-4906 и шнекороторная машина ЗИЛ-29061