Иван Гаврилович Рыков родился 18-го мая 1831 года в Скопине (Рязанская губерния) в семье бедного мещанина. В возрасте семи лет Иван его родители умерли, на воспитание мальчика забрал дядя, купец Андрей Федорович Рыков. Через восемь лет умер дядя, оставив Ивану наследство в 200 тысяч рублей. (Огромное состояние по тем временам.)
Одно время Рыков работал бургомистром, 1863-м году Рыков возглавил Скопинский банк. В 1868-м году в банке обнаружили недостачу в размере 54 тысячи рублей. Однако Иван Гаврилович все скрыл, вкладчики со всей России из-за больших процентов продолжали нести деньги в банк: в Скопинском банке принимали деньги под 7,5 % процента, в других банках -- под 3 %.
Для сокрытия недостачи проводились фальшивые операции разного рода: покупка фальшивых векселей и других ценных бумаг, оформлялись фальшивые ссуды.
Кроме того, Рыков занимался благотворительностью: давал деньги на строительство церквей, содержание богаделен, училищ.
Вкладчиками в Скопинском банке были жители соседних губерний: местные знали об аферах, и деньги в банк не несли.
Вскоре в окрестностях Скопина были обнаружены залежи угля, Иван Гаврилович решил все основательно узнать. Как оказалось: залежи угля были ничтожно малы.
Однако, предприимчивого директора банка это не остановило, он организовал "Акционерного общества Скопинских угольных копей", и распространил слух, что в скопинских шахтах нашли большие залежи угля. Однако местные предприниматели не поверили Рыкову, и покупать акции не торопились.
Рыков отослал своих людей продавать акции "Акционерного общества Скопинских угольных копей" в Москву и Санкт-Петербург. Общая сумма прибыли, полученная от продажи липовых акций, составила 2 млн. рублей.
Вскоре скопинским банком заинтересовался ревизор из Рязани: слишком большие проценты банк платил своим вкладчикам. В первую очередь досужий ревизор посетил угольную шахту, однако месторождение было заброшенным.
Одновременно по Скопину давно прокатилась волна слухов о многочисленных махинациях, которые проводил господин Рыков. Жители Скопина: Леонов, Ряузов и Попов решили навести порядок. Они обратились в администрацию города Скопина -- результата не было.
Леонов, Ряузов и Попов оповестили о мошенничестве в банке целый ряд газет. Два года их письма не доходили по адресу: они изымались на Скопинской почте. Как оказалось, почтмейстер Перов получал от Рыкова 50 рублей ежемесячно, за эти деньги он перехватывал письма, и лично передавал Рыкову.
Тогда сознательные скопинцы сами отвезли письмо в редакцию газеты "Русский курьер", которая написала о всех махинациях банка. Вкладчики со всей страны бросились забирать деньги, однако забирать там было нечего: все давным-давно украли.
При аресте у самого Рыкова обнаружили около сорока рублей (33 рубля и мелочь). Куда делись ворованные деньги, так и осталось тайной за семью печатями. То ли господин Рыков хорошо спрятал ворованное, то ли действительно денег не имел: оставшиеся финансы потратил на взятки. Впрочем, также дела обстояли в Камышинском банке Саратовской губернии.
На суде Иван Рыков отрицал, что украл шесть миллионов. Он признавался в присвоении одного миллиона рублей, а вот пять миллионов он потратил на подкупы.
10-го декабря 1884 года Рыков был осужден за хищение, и сослан на вечное поселение в Сибирь, в одно из больших сел Красноярского края, в котором проживали обманутые вкладчики его банка. Рыков не смог снять хорошей квартиры для своего проживания, на улицах села в его адрес выкрикивали оскорбления и угрозы.
Через три года, 21-го августа 1897 года, в красноярской городской больнице Рыков умер от инсульта, возникшего на нервной почве.
Кстати, ход судебного заседания освещал Антон Павлович Чехов. На тот момент времени ему было 24 года, он печатал свои статья под псевдонимом Антоша Чехонте.