Найти в Дзене

Интересные факты об Архипе Куинджи

1. Архип Иванович Куинджи — один из величайших русских художников XIX века. 2.Его искусство — это особый тип романтического пейзажа, в котором художник использовал новейшие открытия физики и химии, а также умело и смело сочетал цвета и краски. 3.Картины Архипа Куинджи пользовались большой популярностью, их покупали члены императорской семьи и известные коллекционеры, а на выставки выстраивались очереди. 4. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи…». Илья Репин о Куинджи. 5.Нищий юноша из Мариуполя, переживший нужду и непринятие, Архип Иванович Куинджи сумел пробиться в столичные рантье и стать самой яркой звездой общества передвижников. 6. До сих пор точно не известен год рождения художника. Писатель М.П. Неведомский, автор первой монографии о пейзажисте, лично его знавший, сообщал, что он родился в 1840 году. 7.В сохранившихся документах — паспортах, формулярном списке, канцелярских запросах из Императорской Академии художеств —

1. Архип Иванович Куинджи — один из величайших русских художников XIX века.

2.Его искусство — это особый тип романтического пейзажа, в котором художник использовал новейшие открытия физики и химии, а также умело и смело сочетал цвета и краски.

3.Картины Архипа Куинджи пользовались большой популярностью, их покупали члены императорской семьи и известные коллекционеры, а на выставки выстраивались очереди.

4. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи…». Илья Репин о Куинджи.

5.Нищий юноша из Мариуполя, переживший нужду и непринятие, Архип Иванович Куинджи сумел пробиться в столичные рантье и стать самой яркой звездой общества передвижников.

6. До сих пор точно не известен год рождения художника. Писатель М.П. Неведомский, автор первой монографии о пейзажисте, лично его знавший, сообщал, что он родился в 1840 году.

7.В сохранившихся документах — паспортах, формулярном списке, канцелярских запросах из Императорской Академии художеств — можно встретить три даты: 1841, 1842 и 1843 годы.

8.Наиболее часто в литературе о художнике указывается 1842 год. По-видимому, сам Куинджи не был уверен в точной дате своего рождения.

9.Архип Куинджи родился в Мариуполе в греческой семье простого сапожника. Мальчик рано осиротел, и его воспитанием занялись тетя и дядя.

10.С раннего возраста Архип много работал, поэтому учиться ему почти не пришлось. Единственное, что не покидало Куинджи с юных лет — так это любовь к рисованию. Он рано начал рисовать и освоил живопись в основном самостоятельно. Архип рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

-2

11.Однажды его наброски увидел хлеботорговец, который посоветовал юному художнику поехать в Крым и поступить в ученики к Айвазовскому. И 15 летний подросток Архип Куинджи, чтобы увидеть знаменитого мариниста и поступить к нему в ученики, пошёл пешком по берегу моря из города Мариуполя пришел в Феодосию.

12.Но Айвазовский не оценил талант ученика. Он поручал ему лишь красить забор и растирать краски, а к мастерской так и не допустил.Тогда главным учителем для Куинджи стала сама природа со всем своим многообразием форм, красок и стилей.

13. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером. Именно эта работа научила его точности и отделению цвета от тени, что, несомненно, помогло ему в работе художника.

14.Несколько лет Архип работал ретушером фотографа в Одессе. Николай Рерих вспоминал слова Куинджи о Южной Пальмире: «Когда я служил ретушером в фотографии, работа продолжалась от десяти до шести, но зато все утро от четырех до десяти было в моем распоряжении».

15. Несмотря на то, что Куинджи был одним из самых известных и востребованных живописцев своего времени, в его биографии множество белых пятен. Ранний период жизни Куинджи (приблизительно до 1868 года, когда появились первые свидетельства его пребывания в Петербурге) наименее изученный.

-3

16.Не до конца проясненной остается история пересечения судеб Архипа Ивановича Куинджи и Ивана Константиновича Айвазовского. Но влияние знаменитого мариниста на творчество начинающего пейзажиста не вызывает сомнений.

17. В 1865 году Архип Куинджи решает испытать удачу еще раз и отправляет в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Ни на картины, привезенные 20-летним художником, ни на него самого в столице никто внимания не обратил. Но он не отчаялся, стал работать вновь ретушером, а в свободное время рисовать.

18. Самые ранние из известных картин Куинджи — «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма» (1868, местонахождение неизвестно) и «Исаакиевский собор при луне» (1869, Смоленский государственный музей-заповедник) — исполнены в духе романтизма.

19.Куинджи изучал картины великих мастеров, но не копировал их, а искал и познавал себя. Упорство и труд помогли Архипу стать вольнослушателем в Академии лишь с третьей попытки. Именно тогда он создает полотно «Татарская сакля в Крыму», что приносит ему первый бесспорный успех.

20. Первые работы художник представил в 1868 году на выставке Академии художеств и вскоре прочно зарекомендовал себя как мастер пейзажа. В Академии Куинджи заводит знакомство с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками. Увлеченный их творчеством, Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

-4

21. В 1870 году Куинджи впервые побывал на острове Валааме. Он страстно увлекался природой Севера, много путешествовал на Ладогу и на Валаам, где много рисовал. Как считали современники, именно созданные там пейзажи привлекли внимание зрителей. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро». Именно с этого момента он становится совершенно оригинальным и самобытным живописцем.

22.Все были зачарованы тонким взаимодействием света и тени, четким пониманием состояния природы. Картины первого северного периода принесли ему знаменитость и деньги. Там же на Валааме и Ладоге к живописцу приходит важное понимание: для оптических эффектов вовсе не нужен яркий солнечный свет. Свет исходит от неба, деревьев и от воды. Это открытие приведет его к постижению тайны лунного света, над которым безуспешно бились многие художники.

23. В 1875 году Куинджи приняли в члены Товарищества передвижников, однако уже со следующего года живописец отказался от идей передвижничества в своих картинах. Главным для него стало стремление не истолковывать жизнь, подобно передвижникам, а наслаждаться ею и её красотами.

24. Картина Куинджи «Украинская ночь» (1876 год) просто ошеломила публику и определила особый путь автора в искусстве. С неё Куинджи начал свою «погоню за светом» — он стремился достичь полной иллюзии естественного освещения. В наивысшей степени это проявилось в картине «Ночь на Днепре» (1880 год) со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.

25.Живописец по-новому раскрыл возможности пейзажа, преображая, очищая и возвышая реальность. Он добивался необычайной интенсивности и яркости красок, новых цветовых решений. Характерны для него многочисленные «солнечные» картины и эскизы (в их числе «Берёзовая роща», 1879 год).