Самыми лакомыми кусками в царской России были подряды на строительство железных дорог. Самыми лакомыми и самыми коррумпированными. Огромные взятки обещались и давались всем заинтересованным лицам. А лица эти были, цитируя О. Бендера «приближенными к императору».
Из воспоминаний А. А. Половцева (российского государственного деятеля второй половины 19-го века):
Между тем на бирже и по всему городу ходили слухи, что Поляков дал взяток на 7 миллионов рублей, чтобы постройка (Кавказской железной дороги) была отдана ему. Вернувшись из комитета, я послал за Поляковым и встретил его словами: "Вы распространяете ложные слухи о том, будто заплатили семь миллионов взяток для получения концессии; если вы не представите мне доказательств справедливости этого факта, то я вас арестую и назначу следствие". Напуганный Поляков тут же сел и собственноручно написал список лиц и сумм, им обещанных: 3,5 миллиона было обещано княжне Долгорукой (любовнице Александра III), a 3,5 разным должностным лицам на Кавказе.
Факты коррупции при строительстве железных дорог были в те времена практически общеизвестны, но взяточничество, конечно, не ограничивалось только этой областью деятельности.
Непроизводительные расходы на взятки и побочные негативные явления вроде чрезмерной бюрократии, собственно, и являющейся питательной средой для коррупции, стали неотъемлемой частью царской России и существенно тормозили ее развитие. Единоличная власть царя стала фетишом для многих промышленников, которые искреннее считали, что только она виновата в этой порочной системе.
Богатеи-промышленники поддерживали любые протестные настроения против самодержавия финансово, а интеллигенция, которая всегда против любой власти давала идеи для таких протестов. Кстати, вы знаете почему интеллигенция всегда против власти? Собственно, ответ находится в самом понятии, что есть интеллигенция. Любое общество делится на три класса. Самые сильные - правят, самые слабые - вкалывают, самые образованные - умничают. Вот те, кто умничают – это интеллигенция. Не знаю, как у женщин, а у мужчин есть сейчас три основные темы для обсуждения: женщины, машины (раньше, наверное, лошади) и политика. Ну на женщинах и машинах сильно не поумничаешь, вот и остается одна тема у умного человека – политика, где он, может критикуя власть показать, насколько он умный.
Но вернемся к истории царской России в целом и к истории жизни одного отдельно взятого человека, которая кажется мне достаточно показательной.
Человек этот Добровольский Анатолий Александрович, железнодорожный инженер он, как и известный чеховский герой, открыл в себе в зрелом возраст некий неизвестный ранее талант. Но в отличии от чеховского героя не стал его закапывать обратно, а наоборот полностью погрузился с его помощью в новую для себя деятельность. Так совпало, что в это время впервые в российской истории была разрешена и формализована в виде создания дум на всех уровнях политическая жизнь, которой Анатолий Александрович и посвятил остаток своей жизни.
Изнутри насмотревшись на безобразия и несправедливость существующей власти, партию себе Анатолий Александрович выбрал соответствующую. За конституции и демократию, вот главные лозунги этой партии, получившей свое название по их первым заглавным буквам «Ка и Де» и соответствующее прозвище для своих приверженцев – «кадеты». Топить за демократию и конституцию при абсолютной монархической власти – по сути, означает с ней бороться до полного уничтожения последней. Этим она привлекала и объединяла своих сторонников, которых к 1917 году набралось так много, что партия стала главной политической силой в стране и в конце концов добилась своей цели. Кадеты заставили царя отречься от престола, сформировали временное правительство и…. сдулись. Добившись той единственной цели, которая и объединяла ее членов, существование партии с такой идеологией утратило свой смысл, и она сошла с политической арены, оставив ее новым главным борцам за справедливость – сначала эсерам (эСэР –социал-революционер), а потом эсдекам (эСДеэРПе - социал-демократическая рабочая партия).
А что же наш герой Добровольский? Анатолий Андреевич сделал славную политическую карьеру. Шесть лет ему понадобилось, чтобы стать политической звездочкой на губернском уровне и еще 6 лет на то, чтобы добиться всероссийского признания своего политического таланта. Он был выбран в государственную думу, возглавил там комитет по транспорту и вошел в состав ЦК партии кадетов.
Звездный час бывшего инженера-путейца пробил в канун февральской революции. Как известно ее катализаторами стали две причины: происки Англии и саботаж на железных дорогах. Если вас интересуют подробности этих причин, я уверен в интернете вы найдете много информации по этой тематике. В этой статье я их подробно разбирать не буду, хотя не исключено что когда-нибудь вернусь к этой увлекательной теме отдельно. Скажу только, что одним из главных действующих лиц по координации саботажа на железных дорогах был Добровольский. Организован был саботаж замечательно, все что надо (продовольствие) в столицу не привозилось, и все что надо (войска на фронт) из столицы не вывозилось. Это в результате и привело к беспорядкам в виде голодного бунта домохозяек и рабочих, поддержанного скопившимися в огромном числе в Петрограде солдатами, не желавшими ехать умирать на фронт. Наградой Добровольскому стал замысловатый пост «Председателя Особой комиссии при Министерстве путей сообщении по выработке устава о службе на железных дорогах». Здесь он, кстати, смог сделать что-то такое, что даже при советской власти было оценено по достоинству и выпущено в 1922 году отдельной книгой.
Только вот Добровольский советской власти не оценил. Увидев в 1918 году к каким ужасам гражданской войны и упадку Российской империи, привели действия партии кадетов и его лично по свержению царской власти, Анатолий Андреевич, как благородный человек, тихо повесился…