Особняк Шретера - одно из прекраснейших зданий города на Неве. Оно известно еще и под названием "масонский особняк на Мойке". Шретер спроектировал его для себя и своей большой семьи.
Шретер Виктор Александрович - русский архитектор немецкого происхождения, академик и профессор архитектуры Императорской Академии художеств.
Здание выстроено в ультрановом "кирпичном стиле". Он довольно близок к модерну, но для облицовки использован обожжённый кирпич и камень. Шретера можно смело назвать родоначальником этого стиля. Угловая башенка, мансарды и угловые щипцы придают дому некую романтику и сходство с готическими замками. Терракотовая керамическая плитка в облицовке и высококачественный кирпич делают здание зрительно очень легким и воздушным. Что удивительно, всю эту прелесть воздвигли за один год. Строительство шло с 1890 по 1891 год.
На втором этаже располагались три детские комнаты, у архитектора было восемь детишек, а так же просторный зал, будуар, спальня и гостиная. Внутренняя отделка была довольно скромной. В мансардах располагались учебные комнаты и гостевые покои. На первом же этаже находилась столовая, чайная, буфетная, людская и большой кабинет самого хозяина дома.
Здание было очень современным. С водяным отоплением и увлажнением воздуха. Полы в ванных и ватерклозетах были асфальтовые. (Хотя, при наличии восьми детей, можно было бы заасфальтировать и весь особняк.) В столовой и на лестницах настелили цементную и метлахскую плитку. В парадных же комнатах использовали дубовый паркет.
Но почему же на таком славном доме лежит тень самого известного тайного общества? Все дело в странном символе.
Всевидящее око, или лучезарная дельта, — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник
Под балкончиком с красивой кованой оградкой висит таинственный знак.
Народ, мало сведущий в символике, мигом нарек его масонским. А от такой славы просто так не отмоешься. Действительно, некое сходство есть. Особенно в сером свете извечных питерских дождей. Но тем не менее, символ этот - знак Петербургского общества архитекторов, отцом-основателем которого был Шретер.
После революции дом стал многоквартирным. Но в 2000 его выкупил один владелец. Правда сейчас здание заброшено.