Найти тему
Берега

Кто ответит, если недостроенный мост обрушится?

Несколько дней назад, а если точно 25 июля 2022 года по пути заехали осмотреть и оценить состояние моста чрез реку Джубга в хутор Полковничий в Туапсинском районе Краснодарского края (Фото 1, 2, 3).

Фото 1 . 25 июля 2022 г.
Фото 1 . 25 июля 2022 г.
Фото 2.   25.07.2022 г.
Фото 2. 25.07.2022 г.

Фото 3.  25.07.2022 г.
Фото 3. 25.07.2022 г.

Ещё в июле 2018 года в результате обильных ливневых дождей и паводка на реке старый металлический мост был разрушен (Фото 4).

Фото 4. 03.11 2018
Фото 4. 03.11 2018

По заказу администрации г. Джубга НПЦ «Берегозащита» были разработаны технические решения металлоконструкции пролетного строения моста длиной 25,6 м. Пока изготавливали пролетную часть моста берег на месте его правой опоры был размыт и отодвинулся на 6-8 метров. Затем пока велась подготовка к монтажу уже при паводке 24-25 октября 2018 года река ещё смыла полосу берега шириной около 5-7 метров. Независимо от этого была смонтирована конструкция опоры моста на правом берегу из двух буронабивных свай длиной по 6 метров (Фото 4, 5).

Фото 5. 15.01.2019 г.
Фото 5. 15.01.2019 г.

Кроме того, были разработаны дополнительные технические решения, учитывающие размыв участка правого берега реки, произошедшего 24-25 октября паводка редкой повторяемости, в районе правой опоры моста.

Технические решения включали восстановление правого берега и мероприятия по инженерной защите правобережной опоры моста и берега от дальнейшего размыва. Материалы данных технических решений в полном объеме были переданы заказчику.

В процессе подготовки к реализации данного техрешения 28 ноября 2018 года на реке Джубга прошел очередной, уже третий, начиная с июля, паводок, который вызвал дальнейший размыв правого берега. Берег отодвинулся еще на 5 – 6 метров.

НПЦ «Берегозащита» ещё тогда предупреждало о необходимости в том числе скорейшего восстановления берега по состоянию до 28 ноября 2018 г. и реализации дополнительных технических решений. Технические решения предполагали омоноличивание устоев моста бетоном.

Кроме того, было указано на  необходимость выправления русла выше моста в пределах участка реки длиной до 40 метров в целях отведения потока воды от правого берега в районе опоры.

Тогда пролетное строение моста было смонтировано, однако правый берег восстановлен не в таком виде, как это было предусмотрено техническими решениями, т.е. мероприятия по инженерной защите правого берега не были выполнены и причины его дальнейшего размыва не устранены.

У основания свайной опоры правого берега была выполнена наброска из крупного камня, а также по обе стороны от опоры моста. Причем от опоры выше по течению протяженность наброски была около 10 м. ниже - около 5 м (Фото 6, 7, 8, 9).

Фото 6. 12.04.2019 г.
Фото 6. 12.04.2019 г.
Фтот 7. 12.04.2019 г.
Фтот 7. 12.04.2019 г.

Фото 8.  12.04.2019 г.
Фото 8. 12.04.2019 г.

Фото 9. 12.04.2019 г.
Фото 9. 12.04.2019 г.

На 25.07.2022 г. каменная наброска, а точнее ее несколько крупных камней, которые от нее остались у свайной опоры, представляет собой весьма неустойчивую конструкцию. При очередном паводке она может потерять устойчивость и привести к обрушению пролетного строения.

Мост в настоящее время эксплуатируется и поэтому представляет собой большую опасность для проезжающих по нему автомобилей.

Считаю, что необходимо принять срочные меры по реализации ранее разработанного варианта омоноличивания устоя моста. Комплект чертежей необходимо откорректировать. Требует укрепления и другая опора: на левом берегу реки.

Процесс реализации мероприятий по восстановлению моста в х. Полковничий - это яркий пример того, как проекты берегозащитных мероприятий могут очень быстро устаревать. Достаточно даже одного паводка, чтобы возникла необходимость корректировки проекта. Даже если данные работы выполняются скоротечно, в виде аварийных мероприятий.

Что тогда говорить об обычных берегоукрепительных работах, выполняемых по проектам, разработанным в полном объеме в соответствии с известным постановлением Правительства № 87? Разработка таких проектов со всеми необходимыми инженерными изысканиями, с экспертизами, как минимум с двумя (рыбохозяйственной и строительной), может затянуться до года и более. Мы неоднократно и в статьях, и в докладах говорили и говорим о необходимости упрощения процедуры проектирования берегозащитных сооружений и сокращения сроков экспертиз. А раздел расчета ущерба рыбному хозяйству, по моему мнению, следует вообще исключить из проектной документации и  выполнять отдельно силами НИИ Росрыболовства. Разработка данного раздела проектной документации приводит к увеличению стоимости проектных работ на 500 тыс руб как минимум, а также сроки окончания разработки проекта увеличиваются на, как минимум, на 2 - 3 месяца.