Июнь 1973-го: «Я правда не знаю, почему именно сейчас DEEP PURPLE вдруг стали так популярны в Штатах», - сказал органист Джон Лорд после концерта. «Мы уже около пяти лет придерживаемся примерно одного музыкального направления».
К тому моменту группа обрела огромное количество поклонников в Европе, в Японии, в Скандинавии и Австралии. DEEP PURPLE уже несколько лет считалась одной из лучших групп в мире, стоящей у истоков быстро развивающегося жанра хард-рок. Америка, где только в 1972-м их пластинки стали золотыми, и где они отыграли шесть туров с аншлаговыми концертами, стала последней, кто подхватил лихорадку под названием PURPLE.
И причина, видимо, кроется в истории группы - беспорядочной, лихорадочной, и к тому же пораженной гепатитом.
Эта история началась летом 1968 года с сингла Hush, изданного Tetragammaton Records. В группу, тогда не слишком-то тяжело звучавшую, входили вокалист Род Эванс, Ник Симпер на басу, Джон Лорд - орган, Ричи Блэкмор - гитара и Иэн Пэйс - барабаны. Очень быстро выпустив три альбома, к концу 1969-го DP начали набирать обороты, получив хорошие отзывы критиков и поддержку фанатов, когда вдруг неожиданно для всех закрылась их голливудская звукозаписывающая компания.
Надо было что-то предпринять, и PURPLE решили, что им нужен перерыв, может быть даже на год, чтобы пересмотреть приоритеты, и начали они с того, что уволили Рода Эванса и Ника Симпера, взяв на их место Иэна Гиллана и Роджера Гловера.
«Род?», - рассказывает Пэйс: «Да, он очень хорош, когда старается, но он точно не хочет быть неистовым рокером. Баллады и всякая другая более легкая музыка - вот его стиль. А Иэн - это рок-н-ролльный вокалист. Что же касается Ники, я не буду вдаваться в подробности, но у нас с ним было так много разногласий, что его уход стал неизбежным».
Через некоторое время группа вновь появилась на свет, и их лейблом стал Warner Brothers, а альбом назывался Concerto for Group and Orchestra. Музыку написал Джон Лорд - крепко укорененный в классике ещё с детства, он, по словам Ричи Блэкмора, давно собирался сделать что-то подобное».
А за ним последовал In Rock - очень точное воплощение DEEP PURPLE второго поколения и, по мнению многих, безоговорочный шедевр хард-рока. По большей части игнорируемый в США, этот LP стал хитом по всей Европе и обеспечил триумфальное возвращение группы. Некоторые из участников PURPLE и по сей день считают In Rock своим лучшим альбомом.
«Эта запись далась нам очень легко», - говорит Пэйс. «Самым сложным стало продолжение. Мы так много выступали после успеха In Rock, что когда попытались начать записывать следующий альбом Fireball, поняли, что у нас вообще нет никаких идей. И Fireball стал чем-то вроде «что ж, будем надеяться, что у нас получится достойный альбом».
В 1971-м группа наконец отправилась в свое первое крупное турне по Америке. Но тут вмешался гепатит, заболел Гиллан, и PURPLE вернулись в Англию, а затем перебрались в Швейцарию, чтобы записать еще один альбом, взяв в аренду пустой, акустически идеальный для записи, зал в Монтрё.
За два дня до начала записи произошла известная история, описанная позже в песне Smoke On The Water, и зал сгорел.
«Нас перенаправили в местный театр», - рассказывал Лорд. «И его стало прямо трясти от громкости, на которой мы репетировали. Люди, жившие по соседству, позвонили в полицию. В итоге мы нашли отель, который был закрыт на сезон. Мы звукоизолировали все окна, загерметизировали один холл и записывали Machine Head в коридоре».
Machine Head прорвался на рынок США и PURPLE снова перебрались через океан, чтобы отыграть наконец-таки американский тур, прошло всего четыре дня, и на этот раз гепатитом заболел Блэкмор. DP попытались разрешить ситуацию, взяв на замену Эла Купера. Во время поспешных репетиций всё вроде бы шло неплохо, однако незадолго до первого шоу у Купера случился нервный срыв, и он отказался от дальнейших выступлений.
Рэнди Калифорния был следующим. Они были готовы к концерту в Квебеке, но незадолго до того, как группа должна была сесть в самолет, Air Canada объявила забастовку.
Джон Лорд вспоминал: «Рэнди был великолепен, благослови его Бог, но в целом все стало так хреново, что мы решили вернуться домой. Мы просто не могли больше терпеть эти напасти».
«Мы вернулись домой в подавленном состоянии», - рассказывает Пэйс. «Из-за ощущения застойности в группе появились внутренние проблемы. Мы были вынуждены остановить тур, и наше раздражение от этого только усилилось».
Но как только Ричи Блэкмор выздоровел, DEEP PURPLE вернулись в Штаты, сыграв множество отмененных ранее концертов. И при этом ухитрились выпустить еще один студийный LP Who Do We Think We Are!
Иэн Пэйс:
«Изначально мы собирались записать его в Риме в июне прошлого года. Приехали мы туда, как обычно в последнее время, без идей. Но там было солнце. Там была прекрасная луна. И мы все просто проводили время в бассейне. К тому же мы нашли уважительную причину: сессии не были хорошо спланированы, и здание, в котором мы собирались записываться, не было должным образом звукоизолировано.
И к тому времени, когда все было готово, оставалось всего три дня. Итак, мы записали только один трек, Woman From Tokyo. Нам пришлось вернуться домой, и со всеми этими затратами получилось, по-моему, 24 000 долларов. И потом сделать все заново в Германии. Это стоило нам еще 24 000 долларов. И мы не планировали время для этой второй сессии, поэтому нам пришлось отменить ряд концертов, чтобы освободить три недели, необходимые для записи альбома».
Ричи Блэкмор:
«Странный альбом. Мы делали его следующим образом: записывали инструментал, а Иэн приходил на следующий день, когда у остальных участников группы был выходной, и записывал вокальную дорожку. Мы ни разу не собирались все вместе во время записи. Просто потому, что мы очень ленивые».
Будущее DEEP PURPLE вновь было под большим знаком вопроса. Все внутренние сложности необходимо было уладить, и они решили, что после мирового турне в поддержку их последнего альбома Made In Japan сделают перерыв на три месяца. Снова время на самооценку. Неизбежно возникли вопросы о новых кадровых перестановках.
Джон Лорд:
«Что я могу сказать? Нам необходимо восстановиться. Изнутри, потому что все, чем мы занимались последние три года, это непрерывная работа. Так что за эти три месяца мы внесем много изменений. Изменения, которые мы давно хотели внести, но просто не успевали».
Что касается Блэкмора, который пользовался во время последнего тура отдельной гримеркой, то он решил собрать блюзовое пауэр-трио в качестве альтернативы DEEP PURPLE. Утверждая, что будет гитаристом сразу двух групп, Ричи уже говорил о своем участии в PURPLE в прошедшем времени.
«Я хочу играть блюз. Я знаю, что его играют очень многие группы, но DEEP PURPLE - это слишком попсово для меня. Я уже прошел через то, чтобы стать большой звездой. Я заработал свои деньги, и теперь я собираюсь делать то, что мне нравится. С DEEP PURPLE всегда было так: на 75% мне нравилось то, что я делал, а остальное было деланием денег».
Вот так было в 1973-м. И участники тех событий, высказывая своё мнение, не могли знать, чем всё закончится.
Теперь мы знаем. Блэкмору не удалось сформировать блюзовое пауэр-трио в составе Блэкмор-Пэйс-Фил Лайнотт. По утверждению Иэна Пэйса, фронтмен ирландской группы THIN LIZZY оказался превосходным вокалистом, но как басист просто не потянул бы уровень такой группы.
Промелькнули три года второй версии DEEP PURPLE, и вновь басист и вокалист отправились искать себе другую работу.
Блюзовая идея Блэкмора разродилась в состав DEEP PURPLE Mk III с по-настоящему великолепным блюзом Mistreated. Потрясающий вокал новичка Дэвида Ковердейла и мастерский гитарный рифф Блэкмора.
Но Ричи не смог удержать блюз в нужных ему рамках, инициативу в группе начал захватывать второй новичок с сильными лидерскими качествами Гленн Хьюз. Блюз стал превращаться в фанк и соул, и в 75-м ушел Блэкмор.