Викторианский стиль сейчас как никогда вдохновляет современных ювелиров. Рассказываем, откуда у повального увлечения руками, черепами и змеями в украшениях ноги растут.
Марина Волкова
Правление королевы Виктории в Англии растянулось на десятилетия. Харизматичная монархиня сформировала особую моду на украшения. Характерные, узнаваемые вещи тех лет сегодня часто попадают на рынок, что делает викторианский стиль актуальным и двести лет спустя.
Королева Виктория правила 63 года, из которых почти тридцать пришлось на затяжной траур. «Примеряться» к этой роли она начала ещё в 1950-х, первый раз облачившись в чёрное на кончину кузена. В 1960-х последовало сразу несколько смертей: сначала скончалась мать, затем страстно любимый супруг принц Альберт, что привело к многолетнему трауру. Викторию называли «виндзорской вдовой», она крайне редко появлялась на публике. Что не мешало ей коллекционировать украшения и задавать моду на них. Сначала стиль королевы перенимали при дворе, затем он становился популярным в народе, а вскоре распространился и за пределы страны.
Траур
Во многом викторианский стиль определила именно траурная тематика. Отсюда выбор популярных цветов с доминантной чёрного. Скорбь по ушедшей любви отразилась на востребованных мотивах. И даже на модных камнях: появился целый ряд новых, о которых раньше не знали или не использовали. К тому же появились целые направления, заданные этой стилистикой: например, украшения, сплетённые из волос любимых. Большое влияние на ювелирное искусство эпохи оказывали и археологические открытия, а также увлечение натурализмом, основанное на теории Чарльза Дарвина, и распространение машинного, массового производства. Так, именно викторианскую Англию можно считать родиной бижутерии.
Сентиментальные и мемориальные украшения
Викторианский стиль – это прежде всего сентиментальные украшения с любовной символикой. Ключевыми украшениями эпохи стали так называемые мемориальные. Например, медальоны, украшенные живописными миниатюрами с портретами супругов, возлюбленных и детей, с обратной стороны которых было сделано отделение для локона волос любимого человека. Были и браслеты такого плана (тут уже могла быть целая семейная галерея), и фермуары (центральный элемент украшения с двойной функцией: это и застёжка, и декор). У королевы был такой медальон с локоном любимого мужа и браслет с прядями волос девятерых детей. Украшения, сделанные, в том числе, из волос, стали характерной приметой эпохи. Интересно, что создавали их не только профессиональные ювелиры, но и светские дамы, для которых это стало модным хобби. Наряду с локоном в медальоне могли быть целые миниатюры с неким сюжетом (например, букет или нечто вроде пейзажа), сделанные из волос разного цвета (тут чаще использовали конский волос), или даже полноценные украшения из волос, например, в виде браслетов плотного плетения.
Символизм
Сентиментальные настроения определяли и модные мотивы. Во всём зашифровывались символы. Особенной популярностью пользовались украшения с деталями в виде якорей, сердец, купидонов, сплетённых рук и змей. Часто делали кольца со змеями, кусающими свой хвост: закольцованная форма считалась символом вечной любви (таким было обручальное кольцо самой Виктории). Якорь символизировал надежду. Изображение сердца или амуров – всеобъемлющую любовь. Сплетённые руки – верность. Интересно, что выбор мотивов часто сказывался и на моде на те или иные материалы. Например, стали делать много украшений с бирюзой, – потому, что цвет бирюзы и её пластические возможности позволяли хорошо передавать кожу змеи.
Материалы
Моду на материалы задавала и сама королева. Так, в период самого глубокого траура она увлеклась украшениями из гагата, прессованного угля. В 1860-х как раз открыли его залежи в Йоркшире. Виктория, а за ней и весь свет, стали носить подвески, серьги, кулоны, вырезанные из гагата (а люди попроще – из его стеклянной имитации, так называемого французского гагата). До сих пор в Англии во время самого строгого траура предписывается носить как раз такие.
Другой пример – так называемые шотландские агаты. Прогуливаясь по побережью недалеко от своего замка Балморал в Шотландии, Виктория нашла кусок жёлто-коричневого агата и попросила оправить его в брошь. Что стало отправной точкой для целой плеяды «шотландских» украшений эпохи.
Кресты
Одним из немногих украшений, дозволявшихся в траур, стал крест. И драгоценности с различными изображениями крестов прочно вошли в моду на десятилетия. Так, дама могла носить ожерелье с центральным элементом в виде мальтийского креста из гагата или драгоценную подвеску на цепочке с модным крестом «а-ля Жанетт»: крест обвивает змей, а сам он крепится к сердцу.
Memento more
Траурная тематика могла воплощаться и в более мрачной форме. Так, в моду вошли украшения в стиле memento more, напоминающие о бренности бытия. Это кольца или подвески с изображениями черепов и костей, увядающей природы или даже гробового камня.
И, конечно, цветы
Более жизнерадостные варианты романтической символики были связаны с языком цветов и камней. Например, набор камней в кольце мог нести глубокий смысл. Самый популярный вариант – кольца с выстроенными в ряд разноцветными драгоценными камнями, по первым буквам которых складывалось слово Regard, «почёт».
Выбирались определенные цветочные мотивы. Неожиданно на пике популярности оказались… незабудки, как символ чистой, невинной любви.
Насекомые
Увлечение природными мотивами носило и более приземлённый характер. Ювелиров ценили за их умение как можно более достоверно изображать цветочные букеты, насекомых или птиц. Иногда этот интерес обретал и довольно экстравагантный характер. Так, характерными для викторианского стиля стали украшения с… насекомыми. Ультрамодными были, скажем, ожерелья с покрытыми лаком жуками.
Историзм
Наконец, викторианская эпоха, длившаяся больше полувека, знала увлечение не одним историческим стилем и, соответственно, техникой. Многое определялось едва ли не главным увлечением эпохи – археологией. Последовательно прошла мода на Ренессанс, античность, Средневековье. Отсюда волны интереса к различным эмалям, микромозаике на манер древнеримской, филиграни, как в украшениях из греческих некрополей, готическим мотивам. Также сменялась мода на всё экзотическое: от арабского побережья Африки, Магриба, до Японии и древней Ассирии с её ярким, самобытным искусством, мотивы которого стали повторять в украшениях. В середине века снова стали популярны камеи (их часто носили в брошах). Но теперь уже их вырезали на раковинах или ониксе. Особенно славились такими изделиями итальянцы.
Массовость
Наконец, наряду с подлинными ювелирными шедеврами викторианская эпоха дала миру первый масс-маркет. С развитием промышленности и повсеместным внедрением станков стало возможным «клепать» (штамповать) не только сталь, но и золото. Благодаря чему появилось множество более бюджетных брошей, подвесок, медальонов и браслетов с траурной, сентиментальной или исторической тематикой, которые могла себе позволить любая дама. Нарождающийся средний класс подогрел интерес к такой демократичной продукции. Появилась и первая бижутерия, когда вместо камней и вовсе использовали их имитации: из синтетики или огранённого стекла. Причём некоторые вещи на волне того, что они были новыми и необычными, становились ультрамодными: вроде украшений из вулканита, лавы (ещё один любимый материал украшений королевы).
Избыточность
Викторианская эпоха при всей своей сентиментальности никогда не отличалась скромностью. Украшений носили много и самых разных. Дама могла быть буквально увешана крупными, заметными ожерельями, цепочками, брошами, браслетами. За что уже в начале XX века (Виктория скончалась в 1901-м) моду тех лет стали яро критиковать и от противного подались в аскетизм (но лишь временно).
Материал опубликован на сайте «Частная коллекция»