Одна из бед современного образования — нигде не учат нормально писать. Ну серьезно. Письменная речь — это один из важнейших инструментов маркетинга. Нам нужно привлекать, доказывать, обосновывать, продавать. А как это сделать если ты не умеешь толком писать?
В школе мы пишем сочинения, где есть «правильное мнение» учителя автора и ваше неправильное. Да чего уж там говорить, учителя-то и сами далеко не всегда умеют хорошо писать. Научить могут, а сами писать — нет. Парадокс.
В университете мы учимся писать по-научному. То есть перегружая текст умными терминами, которые зачастую сами не понимаем. Мы пишем очень длинными сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями с несколькими оборотами. А все потому, что так было принято. Не пишешь сложно — не ученый.
А у меня все было еще хуже. На «академическую» манеру писания навесили тонну канцеляризмов из моей чиновничьей жизни. В общем, то, что я писал, читать было решительно невозможно. Я страдал пока писал, остальные страдали пока читали. Случай был клинический.
Ситуацию отчасти исправила одна из моих бывших руководителей, филолог по образованию. Она познакомила меня с Розенталем [1] и базой информационного стиля. Хотя бы за это я ей очень благодарен.
Но все равно для консалтинга мой слог не подходил решительно. И путем долгой и мучительной практики мне приходилось выдавливать по капле из себя жлоба ученую канцелярскую крысу.
К чему это я все веду. Если бы у меня в начале карьеры появилась книга «Пиши-сокращай» Максима Ильяхова, то в моей жизни было бы на порядок меньше страданий [2].
Правда, если бы такой книги не было, я бы сам ее написал. Потому что информационный стиль в редакции Ильяхова очень сильно коррелирует с нормами стилистики, которые мы приняли у себя в компании.
Это одна из лучших книг по русскому языку для консалтера кого угодно. Очень ее рекомендую к прочтению, даже если у вас с письмом все хорошо. Будет еще лучше!
#книги