Найти тему
XXL

Обзор и и история создания 5 эпизода Звезднных войн: Империя наносит ответный удар.

Здравствуйте, мои дорогие подписчики! Меня зовут XXL. И сегодня мы продолжаем оценивать Оригинальную трилогию Звёздных войн. И продолжим мы 5 эпизодом, который считается вторым в данной трилогии.

Звёздные войны 5: Империя наносит ответный удар

Звездные войны 5 – это эпическое космическое приключение в виде космооперы, которое продолжает рассказывать историю о войне повстанцев против зловещей империи, которая происходит в далекой предалекой галактике.

Фильм рассказывает о том, как Империя, по сути, нанесла ответное серьезное поражение повстанцем, причем такое, что в итоге Империя смогла отомстить за своё поражение, но при этом у повстанцев осталась надежда на победу. Но сначала мне бы хотелось рассказать историю создание фильма, потому что по ней тоже можно снимать целый документальный сериал.

История создания

Благодаря успеху 4 эпизода, вышедшему в 1977 году Джордж Лукас решил сделать сразу продолжение, чтобы не заставлять фанатов ждать и буквально через 3 года лента вышла в 1980 году и носила название «Империя наносит ответный удар».

Лукас изначально планировал делать продолжение «Новой надежды», причем он даже начал его делать до того как первая часть (Эпизод 4) начала бить прокатные рекорды. Режиссёр не хотел делать свою историю не оконченной и не хотел оставаться со своим детищем. Специально для этого он нанял писателя-фантаста и сценариста Алана Дина Фостера, автора новеллизации «Новой надежды», для сочинения малобюджетного продолжения, которое Лукас хотел снять в случае провала первой части. В том сиквеле действие должно было развиваться на планете джунглей, и его основными участниками должны были быть лишь принцесса Лейя, Люк Скайуокер и Дарт Вейдер. Но когда стало ясно, что этот сюжет Лукасу не пригодится, то в 1978 году он был издан как роман «Осколок Кристалла Власти». С этого момента и родилась «Расширенная Вселенная» (-это официально опубликованные истории «Войн», не являющиеся пересказом фильмов).

Если быть точным, то первым сиквелом, «Звездных войн» который был, показан перед днем благодарения в 1978 года был полу-юмористический телефильм «Звездные войны: Праздничный спецвыпуск». В нем принимали участие главные звезды «Войн», и там показывают родную планету Чубакки «Кашиик», и еще можно услышать, как поет Кэрри Фишер. Лукас не принимал участие в съемках данного эпизода, но когда он его увидел то ужаснулся от того что получилось изначально Джордж Лукас боролся против этого выпуска, поэтому его было сложно найти и посмотреть. Однако благодаря интернету может поискать данное произведение, и глянуть на этот сей «шедевр» и оценить его. А так я лишь отмечу, что именно в нем появился новый интересный персонаж Боба Фетт – Космический наемник, который работал на Дарта Вейдера. Об этом персонаже я тоже постараюсь рассказать в дальнейшем.

Когда Лукас понял, что сможет снять не просто продолжение «Звездных войн», а более масштабную историю, чем «Новая надежда», он решил этого не делать. Нет, он не отказался продолжать «Войны». Но он (Лукас) вспомнил, как трудно дались ему сочинения сценария и постановка «Новой надежды», и он счел, что ему стоит переместиться в продюсерское кресло и представить так называемую «войну в окопах» наемным сотрудникам, при этом оставляя за собой полное руководство за процессом работы над фильмом. Это первая причина, почему Лукас не стал режиссером «Империи»

Вторая причина того, почему Лукас не стал режиссером «Империи», было стремительное расширение его кинобизнеса. «Lucasfilm» не была маленькой организацией. В нее входили такие мощные подразделения, как студия спецэффектов «Industrial Light & Magic» и звуковая студия «Sprocket Systems» (позднее – «Skywalker Sound), и руководство компанией отнимало так много времени, что Лукас представить не мог, как совместит это руководство со съемками грандиозного фильма. Кроме того, ему, как стеснительному интроверту, сидение в кабинете нравилось больше, чем беготня по съемочной площадке в окружении толпы подчиненных.

История Создания сюжета

И не смотря, на все это Лукас все же считал себя обязанным сочинить если не сценарий новых «Войн», то их краткую сценарную разработку. Поскольку в первой части Люк и Вейдер сталкивались как пилоты, а не войны-джедаи, то логично было сделать сражение героя и злодея на световых мечах кульминацией второй части из намеченной трилогии. А поскольку к финалу первой ленты Люк для такой битвы был еще не готов, то ему следовало в сиквеле продолжить учебу под руководством более талантливого джедая, чем Оби-Ван Кеноби.

Так как «ускоренные курсы джедайства» требовали полной концентрации героя, Лукас решил, что Лея и Хан и другие будут переживать в фильме своё собственное приключение, отдельное от приключения Люка. Далее он счел, что картину нужно начать с масштабной битвы империи и повстанцев, в финале которой персонажи убегают от Империи и разделяются. В то время как Люк ищет помощи от великого мастера, его друзья хотят убедить присоединиться к восстанию отчима Хана Соло по имени Овал Марекал, влиятельного предводителя Транспортной гильдии и одного из могущественных людей в Галактике. Однако прежде чем оправится на его поиски, герои вынуждены спрятаться в Облачном городе, летающем над планетой, которую в то время Лукас называл «Хот» (позднее так была названа зимняя планета, где начинается действие ленты, а планета с Облачным городом получил название «Беспин»). Надо отметить, что Облачный город – это отсылка к любимому киносериалу Лукаса «Флэш Гордон», где тоже было летающее в облаках космическое поселение.

Вскоре после прибытия Хан и Лея обнаруживают, что Облачный город – это ловушка Дарта Вейдера, которую он организовал с помощью Ландо, старого друга Хана и бывшего участника Войны клонов, впервые упомянутой в «Новой надежды» (в ранних разработках сценария Ландо был одним из клонов). Вейдер использует друзей Люка, чтобы заманить парня на Хот и сразиться с ним, как ситх с джедаем. Хотя Вейдер одерживает победу в битве на мечах, героям удается сбежать с Хота, и в финале они провожают Хана и Чубаку на поиски Марекала. Это первоначальный вид сценария.

Когда Лукас сочинял этот сценарий, он даже не думал о том, что Вейдер отец Люка. Наоборот, Скайуокер-старший был отдельным призрачным персонажем, который бы являлся Люку во время тренировок и рассказывал, что у парня есть сестра-близнец по имени Неллит, спрятанная от Вейдера где-то в Галактике. Судя по всему, Лукас предполагал, что сюжет третьей части «Войн» будет тесно связан с поисками Марекала и Неллит, дабы в финале герои и их новые союзники могли бы вместе сокрушить Империю. Мысль о том, что Лея и Люк брат и сестра, Лукасу в то время еще не пришла в голову, и у героини на протяжении ленты были романтические сцены, как с Ханом, так и с Люком. В финале, тем не менее, Лея выбирала Хана, и Люк без большего сожаления оказывался во «френдзоне». Ведь его к тому времени занимали более важные, джедайские дела, чем личная жизнь с процессами. Это тоже первоначальный вид сценария.

Для Написания самого сценария Лукас обратился к пожилой американской писательнице Ли Брэкетт, которую он знал как сочинительницу книжных «космических опер», преимущественно связанных с Марсом и Венерой. Супруга другого известного фантаста, Эдмонда Гамильтона, Брэкетт писала в романтическом приключенческом стиле, который Лукасу ближе, чем более распространённая в США традиционная научная фантастика, где сюжеты строились не вокруг захватывающих приключений, а вокруг вымышленных и реальных научных концепций.

Режиссер был вне себя от радости, когда его любимая писательница согласилась на данную работу. Поскольку ему нравились ею написанный вестерн «Рио Браво» и нуар «Глубокий Сон».

Брэкетт сразу взялась за работу, но в то время она была серьезно больна. Вскоре после того, как она представила, Лукасу первую версию сценария писательница скончалась от рака. Режиссер остался без сценариста, и ему пришлось самому вновь браться за работу, поскольку творение Брэкетт ему не понравилось.

Именно тогда, во время переработки сценария, Лукас придумал неожиданный поворот в сценарии, который стал одним из самых известных сюжетных поворотов в истории кино: «Дарт Вейдер – отец Люка». Новая предыстория цикла рассказывала, что у Оби-Ван Кеноби был блестящий ученик по имени Энакин Скайуокер, которого император-ситх по имени Палпатин переманил на свою темную сторону. Во время боя Энакина и Кеноби начинающий ситх был серьезно ранен, и ему пришлось носить пугающие черные кибер-доспехи, сохраняющие ему жизнь и позволяющие продолжать служить императору. Так Энакин Скайуокер превратился в Дарта Вейдера. Удивительно, но факт: хотя Лукас назвал злодея в честь голландского слова Vader, которое значит «отец», он поначалу не собирался делать Вейдера чьим-то отцом. Вероятно, тогда это была вариация на тему Старшего Брата из романа «1984» и тому подобных тоталитарных злодеев, которые хотят, чтобы их видели отцами нации.

Переписывать чужой сценарий Лукасу было куда легче и приятней, чем сочинять с нуля. Он изменил не мало второстепенных деталей ( в частности, отказался от связи Ландо с Войной клонов и, разумеется, вычеркнул сцены общения Люка с отцовским призраком), но сохранил почти в неприкосновенности основную сюжетную канву. Ему было проще все это делать, потому что у Брэкетт Вейдер не стремился убить Люка – злодей хотел показать парню Темную сторону Силы и убедить Скайуокера стать его союзником. Поэтому игра Вейдер с Люком в «кошки-мышки» в переработанном сценарии почти не поменялась.

Сохранились в сценарии и некоторые сцены из придуманных Брэкетт романтических сцен Хана и Лейи, а вот романтические сцены Лейи с Люком были сведены почти к нулю. Подобно многим современным писательницам, Брэкетт нравилось описывать любовные треугольники, предоставляющие героине выбор между двумя кавалерами. Лукас же полагал, что Лея ведет себя недостойно, когда до поры до времени уделять Люку и Хану почти равное внимание. Поэтому он изменил сюжет так, что быстро стало ясно, что Лея предпочитает Хана. Даже когда она в одной из сцен сценария целует Люка в губы, т о она делает это назло Хану, а не из пристрастия к его «сопернику».

Для окончательной правки сценария Лукас нанял сценариста фильма «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега» Кэздана.

Во время переработки сценария было решено закончить фильм на «клиффхэнгере» - то есть на моменте, когда ключевому персонажу угрожает серьёзная опасность и не ясно, сможет ли он выйти сухим из воды. «Клиффхэнгеры» (буквально «висенние на обрыве») были обычным сценарным приемом во времена киносериалов, когда зрители платили за, каждый сеанс и надо бы во что бы то ни стало добиться, чтобы публика не пропустила следующую серию. В блокбастерных циклах современной эпохи этот прием редко используется, поскольку между премьерами фильмов проходят месяцы и годы, а клиффхэнгер подразумевает сравнительно недолгое ожидание развязки (новые серии киносериалов выходили раз в неделю). Но Лукас и Кэздан, чтобы отдать дань уважения некогда вдохновившим «Войны» киношоу, все же закончили фильм тем, что Хана Соло замораживают, и тело контрабандиста увозят к его бывшему нанимателю Джаббе Хатту. Помимо прочего, такая концовка практически гарантировала, что Лукас создаст заключительную серию трилогии. Линия Марекала, таким образом, из сюжета была исключена.

Для постановки своего детища Лукас нанял своего друга и бывшего наставника из киношколы Ирвина Кершнера. Этот постановщик был известен как создатель камерных драм, комедий и мелодрам, однако в год выхода «Звездных войн» он поставил напряженный телевизионный фильм «Рейс на Энтеббе».

Кершнер был ошарашен предложением бывшего ученика, поначалу даже отказал ему, так как считал, что невозможно снять продолжение «Войн», которое будет таким же удачным и столь же любим зрителями и фанатами, как первая часть. Однако затем его агент убедил режиссера, что от таких лестных предложений не отказываются. Позднее Кешнер снял «бондовский» триллер «Никогда не говори никогда» (это было последнее появление Шона Коннери в роли агента 007) и фантастическую ленту «Робокоп 2».

Главный голливудский закон гласит, что нельзя вкладывать в прокат свои деньги, если можно вложить чужие. Лукас прекрасно об этом знал, но он все же решил оплатить съемки фильма из собственного кармана, чтобы ни в чем, кроме дистрибуции, не зависеть от голливудских гигантов. Хотя режиссер благодаря выгодно для него составленным контрактам заработал десятки миллионов долларов на первых «Войнах», провал вторых оставил бы его без гроша и существенными долгами (ему надо было не только финансировать фильм, но и содержать своих сотрудников). Зато успех позволил бы ему еще многие годы не думать о деньгах. Это был большой риск, но Лукас был готов рискнуть, чтобы на время съемок забыть о голливудских чиновниках и их непрошенных и навязчивых советах.

Кастинг новых и старых актеров

Если карьера Марка Хэмилла (Люк Скайуокер) и Кэрри Фишер (принцесса Лейя) после первой части существенно не изменилась, и у этих актеров не было более существенных предложений, чем продолжение работы над «Войнами», то Харисон Форд благодаря роли Хана Соло быстро набирал популярность. Тем на менее он все еще не был суперзвездой, когда Лукас пригласил, его вновь снятся в «Войнах», и потому его не пришлось долго уговаривать. Конечно, после того, как его гонорар был существенно увеличен в сравнении с тем, что он получил за прошлую часть. И еще после того, как Лукас уверил Форда, что у него будет более сюжетно значимая роль, чем в первой части.

Из второстепенных актеров, кто должен был вернуться в мир «Войн» слегка заартачился лишь Энтони Дэниелс. Исполнитель роли С-3РО был недоволен тем, что он играл важную роль и снимался в неудобном костюме, но его никто не знал в лицо и его не приглашали в рекламные туры по миру, в которые ездили другие члены группы. Он согласился снимать лишь после «массажа» его эго. Кроме того ему пообещали более удобный костюм, в котором проще было передвигаться.

Во время кастинга на новых персонажей роль Ландо Карлиссиана, приятеля Хана Соло и администратора Облачного города на планете Беспин, досталась Афроамериканскому актеру Билли Ди Уильямсу, который часто снимался в «черных» боевиках. В прошлый раз он пробивался на роль самого Хана Соло в первой части.

Роль наемника Бобы Фетта получил англичанин Джереми Булок, ранее пару раз, засветившийся в британском фантастическом телесериале «Доктор Кто». У его персонажа была необычная судьба. Доспехи персонажа были изначально придуманы как один из вариантов дизайна доспехов Дарта Вейдера. Позднее они были переосмыслены как доспехи «супер штурмовиков», но затем Лукас решил, что они слишком эффектны для рядового или даже элитного солдата. Так что режиссер придумал наемника-одиночку, который одновременно трудиться на Дарт Вейдера и Джабу Хатта. В отличие от имперских солдат, офицеров и генералов, этому персонажу было позволено быть компетентным и эффективным.

Впервые Фетт был представлен публика в небольшом фрагменте «Праздничного спецвыпуска». Это персонаж, не являлся ни повстанцем, ни имперцем и описанный как «лучший охотник за головами в Галактике», вызвал такой зрительский интерес, что его фигурки начали выпускаться задолго до премьеры фильма, и публика полагала, что он будет вторым основным злодеем фильма после Вейдера. Фанаты были весьма разочарованы, когда оказалось, что Фетт играет в картине значимую, но непродолжительную роль. Однако это не помешало персонажу остаться зрительским любимцем.

Создание персонажа по имени «Йода»

Когда Режиссер придумывал сюжет фильма, он решил, что великий мастер-джедай, у которого будет заниматься Люк в середине картины, будет полной противоположностью обычного представления о блистательном воине. Иными словами, он должен был быть не большим и могучим, а маленьким, хлипким и жалким существом, которое поначалу кажется полу разумным домашним питомцем учителя джедаев. Режиссер хотел преподать Люку (и зрителям) урок уважения ко всем живым существам. Мол, даже крохотный и нелепый джедай может быть великим мастером. По ходу сочинения сюжета этот персонаж сменил несколько имен (среди них были «Баффи» и «Минч»), пока, наконец, Лукас не остановился на имени «Йода».

Не сразу было решено и то, как персонаж будет изображен на экране. Создатели спецэффектов предложили несколько «завиральных» вариантов, включая «Давайте нарядим собаку в костюм Йоды!», но победило наиболее логичное решение. Йода был создан как кукла-марионетка в стиле «Маппет-шоу». Чтобы выполнить эту работу, сотрудники Лукасовской компании по спецэффектам Industrial Light & Magic обратились за консультацией к Джиму Хэнсону, создателю Маппетов, а тот, будучи занятным человеком, послал их к своему сотруднику Фрэнку Озу, кукловоду и актеру озвучивания Мисс Пигги. В итоге Оз стал основным кукловодом Йоды, и он озвучил этого персонажа, хотя последнее решение было принято лишь во время создания саундтрека (авторы фильма долго искали лучшего актера для озвучивания Йоды).

Дизайн кукольного джедая придумал художник-гример «Звездных Войн» Стюарт Фриборн, отвечавший за воплощение большинства инопланетян цикла. Лицо персонажа было сочетанием лица самого Фриборна с лицом Альберта Эйнштейна. Художник надеялся, что зрители разглядят в персонаже, как его собственное чувство юмора, так и интеллект великого физика.

Съемки Фильма

Съемки фильма проходили по той же схеме, что и съемки «Надежды». Сначала съёмочная группа на неделю отправилась на природу – на северо-запад Норвегии, где в окрестностях деревни Финсе были сняты снежно-ледяные пейзажи планеты Хот. Съёмки проходили в начале марта 1979 года, погода в Финсе была кошмарной даже по меркам зимы – температура до -30 по Цельсию и самый сильный снегопад за 50 лет. Один раз метель была настолько сильной, что никто из работников не смог выйти из гостиницы! Зато местность оказалось идеально подходящей для съемок Снежной планеты «Хот» - только снег, лед и горы, никаких кустарников, деревьев и признаков человеческой жизни. Правда, снять удалось лишь половину задуманного. Кое-что было из сценария убрано, а кое-что доснято в декорациях.

После Норвегии группа переселилась в Англию на студию Elstree. Там было сделано более 60 декораций – в 2 раза больше чем для съемок первой части. По тем временам это был грандиознейший проект, и Лукас и надзиравший за съемками продюсер Гэри Куртц надеялись, что Кершнер будет работать моторно, в темпе самого Лукаса.

Однако Кешнер не спешил. В отличие от Лукаса, он любил работать с актерами, импровизировать на съёмочной площадке, часами шлифовать сложную сцену. Прежде он никогда не снимал лент такого масштаба как «Звездные Войны», и он не собирался ради одного проекта менять привычки, выработанные на съемках камерных картин. Надавить жена него оказалось невозможно. Лукас слишком уважал Кешнера, и потому не хотел ему мешать, а авторитет Куртца без поддержки Лукаса был весьма минимален. Он мог торопить режиссёра, мог сам снимать некоторые сцены как второй режиссёр, чтобы ускорить работу, но постановщик работал в своем темпе. И в конечном счете Кешнер снял фильм так, как этого хотел, но при этом испортил отношения с бывшим учеником. Ведь «художества» ментора Лукас оплачивал из собственного кармана.

Конфликты на Съемках

Актеры реагировали на это по-разному. С одной стороны, им было приятно работать с куда более «контактным» режиссером, чем замкнутый Лукас. С Другой стороны, бесконечное повторение сцен выводило их из себя. Были у них и другие претензии. Хэмилл жаловался на то, что месяц играет с куклой Йодой и фактически без партнеров, один в павильоне в окружении размашистой декорации (управлявший Йодой Фрэнк Оз сидел под полом, и его не видели, ни камера, Хэмилл). Другие, а именно Харисон Форд и Керри Фишер то проводили вместе так много времени, что окружающие подозревали, что у них роман (у обоих в то время были постоянные романтические отношения с другими партнерами, потому изображение любовников было чревато последствиями), то собачились, как разводящиеся супруги.

До сих пор точно неизвестно, были ли они вместе, и дошло ли у них до полноценного романа. Зато мы точно знаем, из-за чего звезды спорили. Фишер в то время плотно сидела на легальных и нелегальных наркотиках, и хотя она не являлась на съемки под кайфом, после «вчерашнего» она порой была не в форме. В сочетании с проволочкам, инициированными Кешнером, Форда это просто бесило. Как с сугубо профессиональной точки зрения, так и потому что он переживал за подругу.

Значительная сцена

Хотя метод Кешнера выводил из себя продюсеров и актеров, он порой давал весьма удачные результаты. Из примеров можно привести знаменитую сцену, в которой Лея признаётся Хану в любви, а тот отвечает: «Я знаю». В сценарии герой отвечал естественно: «Я тоже тебя люблю», но Кешнеру не нравилась эта банальная реплика, и он прямо на съемочной площадке искал долго лучший вариант. Наконец в одном из дублей Форд сказал «Я знаю», и его последующая импровизация стала частью фильма. Актер оказался совершенно прав – для такого парня, как его нагловатый персонаж, важнее всего было подчеркнуть, что он и раньше знал, как Лея к нему относится. Ведь в предшествующих сценах Лея не раз говорила, что Хан ей не нравится. Однако чтобы придумать эту реплику, надо было не один час провести в поисках.

Разработка новых технологий

Пока Кешнер работал в Англии, Лукас курировал создание спецэффектных сцен в Америке, в павильонах Industrial Light & Magic. Сотрудники студии уже по первому фильму знали, как снимать сцены в космосе, а вот открывающие картину боевые действия на Хоте стали для них серьезной проблемой.

К счастью, на студии был человек по имени Фил Типпетт, молодой специалист по кукольной анимации. После того как он вместе с коллегами создал для первой части сцену с «живыми шахматами» (то есть с игрой, в которой фигурки ходят и дерутся друг с другом), Типетт возглавил подразделение кукольной анимации, работавшее над спецэффектами «Войн».

Именно тогда Типпет разработал революционную для его индустрии технологию Go Motion. К тому времени мастера спецэффектов десятилетиями использовали кукольную анимацию для создания персонажей вроде Кинг Конга, но все отлично знали, что такая анимация выглядит неестественно. И Типпетт со своими помощниками придумал, как этот дефект исправить.

Как известно, кукольная анимация создается при помощи фотографии статичных гибких фигурок. В перерывах между съемками отдельных кадров аниматоры слегка перемещают фигурки или меняют их позы. Когда отснятый материал демонстрируется со скоростью кинопленки, возникает иллюзия, что фигурки движутся, Иллюзия эта, однако, неполная. Когда объект в самом деле движется перед камерой, его изображение слегка смазывается, поскольку он не останавливается на то время, пока на пленке фиксируется его «потрет». Если же камера фиксирует статичные позы, то никакого смазывания нет, и человеческий глаз сразу опознает этот дефект: «Так не бывает».

Решить эту проблему оказалось довольно просто. Нужно было либо смазывать объектив вазелином, что изображение получилось неидеальным, либо слегка дёргать фигурки во время съемки – так, чтобы они пошевелились, но не упали. Для последней операции удалось приспособить простеньких роботов – человеку трудно от дубля к дублю абсолютно одинаково дергать фигурки.

С помощью этого метода, в частности, снимались знаменитые имперские танки-шагоходы АТ-АТ. Изначально предполагалось, что эти боевые машины будут колесными, но затем было решено положить в основу дизайна скелеты вымерших носорогов-индрикотериев. Эти животные бродили по земле 20-30 миллионов лет назад. Они были, пять метров в высоту и весели около 20 тонн. Индрикотериев часто называют крупнейшими из когда-либо живших на нашей планете сухопутных млекопитающих. Чтобы правдоподобнее изобразить АТ-АТ, аниматоры наблюдали за тем, как ходят слоны. Использовавшиеся для съемок миниатюрные фигурки были от 6 до 50 сантиметров в высоту.

Снежных монстров Хота, именуемых «вампами», также создавали с помощью кукольных эффектов. Правда, для съемок в Норвегии был сделан костюм вампы, сшитых из овечьих шкур. Но он оказался слишком громоздким и неудобным. Каскадер, пытавшийся в нем играть, терял сознание от жары и переутомление. Так что все сцены с костюмом из картины были вырезаны, и над вампой (равно как и над ездовыми ящерицами-тонтонами) трудилась команда Типпетта.

Во время съемок первой части «Войн» создатели спецэффектов пытались создавать эффект святого меча перед камерой, но они пришли к выводу используемые для этого бутафорские мечи-гаджеты слишком ненадежны и что эффект получается не настолько убедительным, как того хотел Лукас. Поэтому в фильме это эффект был создан с помощью покадровой анимации (то есть вырисовывания сияния в отснятое изображение). Так же он создавался на съемках данной части. В руках у актеров при этом были бутафорские мечи с «лезвиями» в виде простых карбоновых штырей.

В сценах с фехтованием актера Дэвида Проуза, который исполнял роль Дарта Вейдера, подменял английский спортсмен олимпийского уровня Боб Андерсон, который после ухода из спортивного фехтования стал одним из ведущих голливудских фехтовальщиков и постановщиков фехтовальных боевых сцен. После «Звёздных войн» Андерсон работал над такими блокбастерами, как «Горец», « Принцесса-невеста», « Маска Зорро» и « «Властелин Колец».

Проблемы с Бюджетом Фильма

Изначально Лукас планировал, что картина обойдется ему в 18 миллионов долларов – в полтора раза дороже, чем первая часть оригинальной трилогии. Однако проволочки, поломки, сбои, и прочие неприятности раздули бюджет до 33 миллионов. У Лукаса не было таких денег. Чтобы завершить фильм, ему пришлось взять кредит под поручительство студии Fox. Это было довольно унизительно, однако президент студии Алан Лэдд-младший согласился поручиться за Лукаса на весьма выгодных для последнего условиях. Лукас должен был раскошелиться в случае успеха фильма, но он сохранил за собой права на создание сиквелов и за лицензирование мерчандайза. Когда позднее стало ясно, сколько могла бы получить студия, если бы Лэдд выторговал все, что Лукас мог отдать, совет директоров заставил Лэдда уволиться

Последние препятствие перед выходом фильма

Последним препятствием на пути фильма к зрителям стало решение Лукаса продолжить традицию первой части и разместить все титры с именами создателей в конце фильма, дабы куртину открывали только «ползующие титры», вводящие зрителей в курс экранных событий. В то время так почти никто не делала, и голливудские гильдии сценаристов и режиссёров этому воспротивилось. С их точки зрения Лукас как продюсер, таким образом, унизил постановщика и сценаристов ленты. Это не было проблемой в первой картине, поскольку там Лукас «унизил» сам себя, и, кроме того, лента открывалась тиром Lucasfilm, содержащим имя основного автора ленты. Во второй части же сценаристы, режиссер и продюсер были разными людьми. Чтобы уладить этот конфликт, Лукасу пришлось заплатить солидные штрафы обеим гильдиям и отбить их попытку снять фильм с проката.

Выход в прокат

После всех мучений и переживаний «Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар» добралась до зрителей 17 мая 1980 года. Некоторые критики низко оценили фильм из-за того, что это была «история без начала и конца» (а чего еще они ждали от середины трилогии, образующие цельное повествование?). Фанаты и зрители же были в восторге от того, что вторая часть не повторяет события, а продолжает историю и делает ее еще более грандиозной, новыми планетами, новыми видами вооружения и новыми яркими персонажами вроде Йоды и Ландо Калриссиана. А также с более мрачной и драматично сюжетной линией, с неожиданным откровением в кульминации и с более убедительными разговорными сценами.

То, что публика приняла ленту на ура, подтвердили колоссальные сборы. Сейчас в табличках, сравнивающих бокс-офисы оригинальной трилогии, напротив первой части данной трилогии ставят существенно большее число, чем напротив второй части. Однако надо помнить, что первая часть пять раз подряд выходила в прокат с 1977 по 1982 годы, поскольку то было время, когда видеокассеты с фильмами только начинали продаваться, и зрители преимущественно смотрели в кинотеатрах. Вторая часть же была фильмом видеоэпохи, и потому она в 1980-х выходила в прокат всего один раз, в год своего релиза. Так что сравнить их общие сборы не совсем корректно. Если же сравнить только сборы в год премьеры, то окажется что вторая часть с ее 209 млн. долларов в американском прокате заработала лишь немногим меньше, чем первая часть с ее 220 млн. долларов. Прочие страны добавили еще примерно столько же, «Империя» стала главным блокбастером 1980 года, далеко обойдя своих конкурентов.

Признание киноакадемии

В начале 1981 года Киноакадемия наградила вторую часть Оскарами за звук и визуальные эффекты, но для сотрудников Lucasfilmнаверняка куда важнее были солидные бонусы, выплаченные Лукасом в знак благодарности за их общий успех. Также лента была удостоена британской награды BAFTA за саундтрек Джона Уильямса и четырех жанровых премий Сатурн, включая приз в категории «лучший фантастический фильм».

В наше время многие и я в том числе полагают, что вторая часть оригинальной трилогии лучше чем первая и что это лучший фильм «Войн» и один из лучших сиквелов и фантастических фильмов в истории мирового кино. Некоторые фанаты даже считает, что лента Кешнера – это лучший фильм всех времен, но это уже фанатский перегиб.

Перегиб в секретности

Перегибом, пожалуй, была и та секретность, которая окружала съемки кульминационной сцены второй части, в которой Вейдер признается в своем отцовстве. Чтобы избежать утечек, сценарий держался в тайне даже от актеров. Точнее, им был вручен фальшивый сценарий, где вместо знаменитой реплики были иные шокирующие слова: «Оби-Ван убил твоего отца!» Даже к концу съемок об истинном содержании сцены знало лишь несколько человек, непосредственно участвовавших в ее создании. Однако все эти ухищрения были абсолютно бессмысленны, так как новеллизации второй части была издана до выхода картины, и из книги можно было узнать все тайны фильма.

Завершение рассказа

На успехе ленты, впрочем, это никак не отразилось. Достойное кино от спойлеров в основном не страдает, потом что «как» в нем ничуть не менее важно, чем «что», и фильмы вроде второй части приятно пересматривать, даже если знаешь их наизусть. Хотя немало фанатов «Войн» дорого бы заплатили за возможность забыть фильмы, увидеть их словно впервые и более искреннее удивиться словам Дарта Вейдера, которые стали популярнейшей цитатой – и все еще ей остается.

Отправив в окончании фильма героя Харрисона Форда в руки к зловещему криминальному авторитету Джаббе Хатту, Лукас фактически пообещал зрителям, что, во что бы то ни стало, выпустит финальную часть, и он ее выпустил. Но об этом я расскажу в следующий раз.

Оценка картины

Данному фильму я ставлю 10/10. Поскольку это моя любимая и, по-моему, мнению лучшая часть данной трилогии. Она навеянная не только романтизмом, но и эпичностью и эта эпичность чувствуется и в сценах и в цитатах, особенно в главной сцене фильма.

Ну, вот мы и рассмотрели историю создания второй части данной оригинальной трилогии и оценили его. До сведения мои дорогие подписчики, и да прибудет с вами сила.