Найти тему
МуZей Победы

Прыжки с «лимузина». Парашютизм в СССР

«Безлунная августовская ночь. У бортов самолетов то и дело вспыхивали багровые разрывы зенитных снарядов. Но вот обстрел прекратился. Линия фронта осталась позади. Самолеты в заданном районе.
-2
Стало светать. В кабине вспыхнула белая лампочка — сигнал штурмана «Приготовиться». Через 30 секунд загорелась красная лампочка — «Пошел». Вскоре самолет опустел» - так описывал высадку своих товарищей в немецкий тыл парашютист-испытатель Василий Романюк.
Василий Григорьевич Ломанюк
Василий Григорьевич Ломанюк

Парашютный спорт

-4

До войны парашютный спорт в СССР был весьма популярен. В 1930 году в стране была создана широкая сеть кружков и аэроклубов, действовавших при учебных заведениях и предприятиях. Движение было столь популярно, что парашютные вышки ставили даже в парках.

Елочная игрушка «Парашютист» из хранилища Музея Победы
Елочная игрушка «Парашютист» из хранилища Музея Победы

Очень скоро парашютный спорт как элемент боевой подготовки перешел в армию. Появились десантные подразделения. Первые десантники прыгали из так называемого «лимузина» - фанерной люльки на самолете ТБ-1. В бомбардировщике было мало места, поэтому снизу, между стойками шасси, появился специальный короб. В таком «лимузине» помещались 12 десантников.

-6

Интересна довоенная конструкция парашютов. В Красной Армии их было 3 типа: спасательные, боевые и тренировочные. Популярным боевым парашютом был ПД-6 - лицензионная версия американского «Irwin». Модель была надежной, но сложной в обращении. Советские конструкторы учли этот опыт и в 1941 году на смену ПД-6 пришел простой в эксплуатации парашют ПД-41-1.

-7

Этот парашют был менее маневренным, зато его было легче укладывать. А устройство купола обеспечивало автоматический разворот десантника лицом по ветру - обязательное условие для безопасного приземления.

Летчик-инструктор, начальник парашютной подготовки Пензенского аэроклуба Иван Федорович Определяков готовится к очередному полету на самолете У-2. 1935 год
Летчик-инструктор, начальник парашютной подготовки Пензенского аэроклуба Иван Федорович Определяков готовится к очередному полету на самолете У-2. 1935 год

С 1939 года в парашютах устанавливали специальное страхующее устройство ППД-1, созданное братьями Доронинами. В прибор был встроен часовой механизм, который раскрывал парашют через заданное время. Через год Доронины вместе с конструктором Савичев создадут новое, более современное страхующее устройство, способное раскрыть парашют на заданной высоте.

Просушивание парашюта, зима 1942
Просушивание парашюта, зима 1942

Довоенная подготовка парашютистов включала в себя регулярные тренировки, прыжковые системы и авиатехника постоянно дорабатывались.

Почтовая карточка «Парашютный десант», 1942
Почтовая карточка «Парашютный десант», 1942

Перед войной в воздушно-десантных войсках числилось 100 000 человек. Хотя на протяжении всей войны проводились десантные операции, бойцы в основном действовали как обычная пехота.

Укладка парашюта
Укладка парашюта

Больше интересных фактов о предвоенном периоде и Великой Отечественной - на экскурсиях в Музее Победы. Билеты

#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНарода #Парашютисты

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц