Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

10 песен из репертуара Эдиты Пьехи

Оглавление

Три культурных традиции, три страны – Франция, Польша и Советский Союз переплелись в судьбе и образе сегодняшней героини, родоначальницы музыкальной династии, Народной артистки СССР Эдиты Станиславовны Пьехи. Её имя неоднократно фигурировало в публикациях моего канала. Исполнительское наследие Эдиты Пьехи невозможно объять в одной публикации. Вспомним лишь несколько произведений, которые прочно ассоциируются с её образом и голосом у меломанов разных поколений. Для разговора есть хороший повод. В последний день июля певица отметит юбилей.

Уроженка небольшого французского городка появилась на свет 31 июля 1937 года в семье польских эмигрантов, домохозяйки и шахтера. Девочка рано потеряла отца и старшего брата, шахтерские будни стали для них причиной фатальных болезней, предрешивших трагичный финал. Мать повторно вышла замуж, семья переехала в Польшу, в Силезию. С отчимом и младшим братом, рожденным в новом браке матери, у Эдиты отношения не сложились. Ещё в школе она начала заниматься в хоре, но выбрала в качестве профессии немузыкальную специальность, поступив в педагогический колледж. Переломом в её судьбе стал 1955 год, она приняла участие в студенческом конкурсе, где призом было направление на учебу в СССР, и одержала победу. С тех пор её жизнь тесно связана с городом на Неве. Полячка по происхождению и француженка по рождению поступила на направление психологии в Ленинградский университет имени Жданова (ныне СпбГУ). Пела в хоре польского землячества.

На поющую иностранную студентку обратил внимание Александр Броневицкий, руководивший консерваторским студенческим ансамблем, и пригласил Эдиту стать солисткой. Созданный Броневицким коллектив вскоре получит название «Дружба» и войдет в историю как один из первых «оветских ВИА». Иностранка на позиции солистки окажется удачной находкой и «фишкой» ансамбля, в составе «Дружбы» Эдита Пьеха быстро обрела известность.

Эдита Пьеха и Александр Броневицкий
Эдита Пьеха и Александр Броневицкий

Основателя ансамбля Александра Броневицкого Эдита Станиславовна неоднократно в интервью называла главным человеком в своей жизни. Он станет для неё большой любовью и первым мужем. В этом браке родилась дочь Илона, она пошла по стопам родителей и снискала известность как актриса и исполнительница песен. Ещё в юности, храня память об отце, Эдита решила назвать в его честь своего сына Станиславом, но сына ей Бог не дал, и это имя досталось внуку. Урожденный Станислав Петрясович Геркулис, начав музыкальную карьеру, возьмет фамилию своей бабушки. Широкому слушателю он явился в составе участников четвертого сезона популярного в нулевых музыкального реалити-шоу «Фабрика звезд», прославился как Стас Пьеха. Вторая внучка Эдиты Станиславовны - Эрика не выбрала музыку делом жизни, стала дизайнером. У Народной артистки двое правнуков.

Эдита Пьеха с дочерью Илоной и внуком Стасом
Эдита Пьеха с дочерью Илоной и внуком Стасом

Всего Эдита Станиславовна замужем была трижды.

Судьба артистки достойна экранизации, и, отчасти, это было реализовано. Центральный персонаж сериала «Рожденная звездой» 2015 года, героиня актрисы Марины Александровой певица Клаудия Коваль заявлена как «собирательный образ», и формально Эдиту Станиславовну нельзя считать её прямым прототипом. В вымышленной героине сочетаются узнаваемые черты нескольких великих советских певиц, имя отсылает к Шульженко, отдельные нюансы намекают на Герман и Кристалинскую, но больше всего ассоциаций возникает с Эдитой Пьехой, и в сюжете фильма просматриваются очевидные параллели с её биографией.

Иностранка, ставшая «своей», резко выделялась на фоне советских певиц, добавила красок и колорита эстраде тех лет, чем не могла не привлечь внимание и слушателей, и деятелей музыкального мира.

«Так неожиданно как-то расцветила наше черно-белое время. Мало того, что телевидение было черно-белое, ещё и народ одевался так, и вдруг неожиданно я увидел на экране модную, раскованную красотку, для нашей жизни тогда это было какой-то аномалией»,

- вспоминал Лев Валерианович Лещенко.

-4

Певица отличалась грацией, французским шармом и, одновременно, польской сдержанностью, была советской «иконой стиля». Заметный акцент лишь придавал изящества её исполнению и образу.

«Королева, облако в шелках, для меня она всегда как дуновение появлялась на сцене», - так, образно, под стать своей профессии, охарактеризовал Эдиту Станиславовну прославленный поэт-песенник Илья Резник.

Перейдем к краткому обзору песен.

«Наш сосед»

Муз. и сл. Б. Потемкин

Песню, ставшую «визитной карточкой» бабушки певца Стаса Пьехи, первым спел отец музыканта Игоря Бутмана. Так в образах современной эпохи можно описать примечательный факт из истории «Нашего соседа». Михаил Бутман - инженер-строитель и состоялся в своей отрасли, но в молодости принимал участие в музыкальной самодеятельности. Сотрудник «Ленжилпроекта», выступая на концерте к 8-му марта, исполнил творение своего друга и коллеги Бориса Потемкина. Непрофессиональный композитор, выпускник Ленинградского инженерно-строительного института уже в студенчестве увлекался самодеятельной песней и сам стал сочинять, был дружен с известным бардом Евгением Клячкиным. Незатейливую композицию «Наш сосед» Борис Потемкин написал в 1965 году. Считается, что композиция была вдохновлена социальными реалиями конца 50-х – начала 60-х годов. В зарождавшейся в тот период самодеятельной студенческой песне часто в шутливой форме поднимались «коммунальные темы». В этом ключе создан и «Сосед», которому будет суждено стать не только всесоюзным, но и мировым хитом, после того, как песня попадет к Эдите Пьехе.

Прославленной певице, точнее, её супругу и руководителю ансамбля Александру Броневицкому песенку принес сам автор, последовавший рекомендациям своих знакомых, друзей и коллег, впечатленных «Соседом» в исполнении Бутмана-старшего.

Броневицкому песня понравилась. Нот у непрофессионала Потемкина, естественно, не было, и Александр Александрович записал на магнитофонную пленку исполнение автора, неумело наигравшего свою песню на рояле. На основании этой записи Броневицкий сделал профессиональную обработку и, молниеносно включил композицию в репертуар ансамбля. Песня сразу полюбилась слушателям.

Так инженер-архитектор по профессии, поэт и композитор по своей творческой судьбе вошел в музыкальный мир, в репертуаре ансамбля «Дружба» и Эдиты Пьехи появится и другие его произведения.

Хит «Наш сосед» принес Эдите Станиславовна и славу, и порицание. За легкомысленный характер композиции исполнительницу окрестили «кабацкой певицей». Знаменитое «Пам-пам-пам-пара-па-пам-пам» навсегда срослось в памяти поколений с образом певицы, хотя после Пьехи её кто только ни пел. В списке исполнителей Лариса Мондурс, Алла Йошпе, Вадим Мулерман и другие.

Песня перешагнула границы страны, обросла кавер-версиями на разных языках. Так, на исторической родине Пьехи в Польше её с названием «Piosenka o sąsiedzie» исполнила Ирена Сантор, а на фактической - во Франции - она звучала и в инструментальном варианте, и с текстом. По-французски композиция называется «Aime ceux qui t'aiment», пела её Даниэле Видаль, инструментальную версию в 1970-м записал оркестр Раймона Лефевра.

В дружественной латиноамериканской стране Кубе Эдите Станиславовне в 1970-м году присвоили титул «Госпожа песня». В материалах по истории песни пишут, что этот факт способствовал одобрению и официальному признанию песни в СССР.

«Это здорово»

Муз. А. Броневицкий, ст. И. Шаферан

У современных слушателей название «Это здорово» вызовет ассоциации с хитом Николая Носкова, а свидетели эпохи 60-х годов и любители советской музыки наверняка знают совсем другую композицию с тем же названием, которую исполняла Эдита Станиславовна Пьеха.

Песня была представлена советскому слушателю в новогоднем эфире с 1966 на 1967-ой год, в рамках программы «Сказки зимнего леса». В музыкальном видео, по-современному говоря, клипе, молодая солистка ансамбля «Дружба» в заснеженном лесу рассекает на лыжах и распевает:

«Это здорово, это здорово, это очень хорошо».

Песню написал её муж Александр Броневицкий в соавторстве с поэтом Игорем Шафераном.

«Семейный альбом»

Муз. Д. Тухманов, ст. М. Танич

«Чтобы помнить, каким мы были, загляните в семейный альбом»,

- поёт старшая представительница большой и знаменитой семьи. Эти строки вышли из-под пера поэта Михаила Танича, музыку написал Давид Тухманов.

В сравнении с другими композициями, представленными в подборке, этот хит значительно моложе, относится к концу 1980-х годов. «Семейный альбом» звучал в исполнении Эдиты Станиславовны на фестивале «Песня-1988».

Песню, неизменно вызывающую у слушателей теплые, ностальгические чувства, Эдита Пьеха уже в новом веке исполняла в составе трио, вместе со своими наследниками – дочерью и внуком.

«Так уж бывает»

Муз. Я. Френкеля, ст. М. Танича и И. Шаферана

В 1973-м на советские экраны вышла комедия «Неисправимый лгун» режиссера Виллена Азарова. Это одна из многочисленных звездных киноработ знаменитого «Труса», Народного артиста СССР Георгия Михайловича Вицина. Его герой – парикмахер Тютюрин, недотепа, вечно попадающий в передряги, в которых сложно поверить. В одном из эпизодов ему выпала встреча со звездой советской эстрады Эдитой Пьехой, которая в этом фильме сыграла саму себя. Это называется роль-камео. В кадре известная певица поёт: «Так уж бывает, так уж выходит, кто-то теряет, а кто-то находит». К моменту выхода фильма песня была уже хорошо известна. Впервые из уст Эдиты Станиславовны композиция «Так уж бывает» зазвучала в 1968-м году.

Вскоре к этому же произведению обратился Эдуар Хиль. Его исполнение датировано 1969-м.

Текст этой песни – совместное творение двух авторов – Михаила Танича и Игоря Шаферана. Музыку написал Ян Френкель. Произведение зарегестрировано в РАО под двумя названиями «Так уж бывает» и «Ссорятся люди».

Мало кто знает, что композиторский вариант Френкеля - не единственный. Ранее на эти же стихи другая мелодия была написана Александром Флярковским. Песня с его музыкой сохранилась в исполнении Майи Кристалинской от 1966 года.

"Белый свет"

Муз. О. Фельцмана, ст. М. Танича и И. Шаферана

Танич и Шаферан неоднократно работали в соавторстве, им же принадлежит текст знаменитой песни «На тебе сошелся клином белый свет», также входившей в репертуар Эдиты Пьехи. Песня впервые прозвучала её голосом в 1966 году. Изначально в тексте песни было аж целых четыре куплета, в каждом по двенадцать строчек. Сочинявший музыку композитор Оскар Фельцман посчитал его слишком громоздким и не очень подходящим для эстрадной песни, и существенно сократил. Так появился троекратный повтор одной и той же строчки, за это поэтов критиковали. В частности, о поэтической составляющей нелестно отозвался Владимир Высоцкий. Тем не менее, песня состоялась, «под неё влюблялись и женились» несколько поколений.

Также эту песню исполняли О. Воронец, И. Кобзон и многие другие.

«Манжерок»

Муз. О. Фельцмана ст. Н. Олев

Песни Оскара Фельцмана составляют целый пласт репертуара Эдиты Станиславовны. В том же 1966-м году, когда Пьеха запела «Белый свет», был подписан советско-монгольский договор о дружбе, в ознаменование чего организовали молодежный фестиваль. Местом его проведения стал Алтайский край и, в частности, – местечко Манжерок на берегу одноименного озера, они и стали «символами» международного культурного события. Для фестиваля нужна была заглавная песня. Государственное поручение по её написанию получил композитор Оскар Фельцман. Ему «дали волю» в самостоятельном выборе соавтора-поэта, что вызвало у Оскара Борисовича значительные затруднения. Местечко Манжерок – малоизвестно, а поэту сложно писать о том, о чем он ничего не знает, все спрашивали, «что такое Манжерок». Этот вопрос и стал «отправной точкой» для текста будущей песни. Озадаченный Фельцман сам придумал фразу «Расскажи ты мне дружок, что такое Манжерок». Поэт, который оттолкнувшись от неё смог написать полноценный текст, нашелся. Им оказался Наум Олев.

Зазвучав во всеуслышание в исполнении Эдиты Пьехи, песня прославила поселение на весь Советский Союз.

«Огромное небо»

Муз. О. Фельцмана, ст. Р. Рождественского

Говоря о песнях Оскара Фельцмана в репертуаре Пьехи, нельзя обойти стороной «Огромное небо» на стихи Роберта Рождественского.

Эдита Пьеха была одной из первых исполнительниц этой песни. В музыкальной обработке Александра Броневицкого «Огромное небо» Фельцмана и Рождественского зазвучало её голосом на болгарской земле, в Софии, в рамках фестиваля молодежи и студентов 1968 года.

Трагическая по содержанию песня основана на реальных событиях. Роберт Иванович вычитал в прессе историю о советских летчиках Юрии Янове и Борисе Капустине, совершивших в 1966 году подвиг в небе над Берлином. Эпизод вдохновил поэта, и он пересказал эти событиях в стихах, упустив некоторые подробности и конкретные детали.

Эту знаковую композицию исполняли многие певцы первой величины - Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Марк Бернес.

«Ничего не вижу»

Муз. О. Фельцман, ст. Л. Ошанин

«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу».

В нашей стране строки стали крылатыми, в том числе, благодаря песне 1966 года композитора Оскара Фельцмана на стихи Льва Ошанина.

Первенство в исполнении песни «Ничего не вижу» принадлежит не Пьехе, а Веронике Кругловой. Она представила это произведение в праздничном эфире «Голубого огонька», приуроченного к 8-марта 1966 года.

В тот же год её спела Пьеха вместе с ансамблем «Дружба».

Известно, что к творчеству Эдиты Пьехи питал интерес лидер группы «Гражданская оборона» Егор Летов, одна из ключевых фигур в истории русского рок-неформата. Казалось бы, исполнители представляют совсем разные пласты музыкальной культуры и по эстетическому облику разительно отличаются друг от друга, тем не менее, их объединяют сразу несколько песен. Летов неоднократно перепевал хиты Эдиты Станиславовны. «Ничего не вижу» он исполнил со своим проектом «Коммунизм» в 1989 году. Эта песня звучала и голосом подруги и соратницы Летова Янки Дягилевой.

«Каравелла»

Муз. В. Калле, ст. А. Калле

«Мне нет другого дела, ищу я парус белый своей пропавшей каравеллы», -

эту песню любители отечественной рок-музыки, в частности, неформата и андеграунда, также могли слышать в исполнении Егора Летова. Она вошла в его альбом «Звездопад» 2002 года, полностью состоявший из кавер-версий известных хитов советской эстрады.

Автор музыки этой песни композитор Владимир Калле некоторое время работал с Эдитой Пьехой в ансамбле «Дружба». «Каравеллу» он написал ещё до того, как пополнить ряды коллектива, когда ему было всего 16 лет. Подросток из города Колпино Ленинградской области играл в группе «Дервиши» вместе со своим старшим братом Александром, который сочинил текст песни. Образно выражаясь, на «Каравелле» Владимир Калле и приплыл к Эдите Пьехе. Воспользовавшись, случаем, «ребята из области» осмелились предложить своё творение знаменитой артистке. Песня произвела впечатление, Александр Броневицкий обратил внимание на юного автора:

«Сан Саныч рассмотрел в шестнадцатилетнем подростке музыканта и композитора, дал ему возможность проявить себя» - вспоминала Эдита Станиславовна.

«Каравелла» прочно закрепилась в репертуаре Пьехи, по ней был озаглавлен музыкальной фильм 1969 года.

Спустя много лет она органично зазвучит хриплым голосом легенды рок-андеграунда. Егор Летов спел её, как свою.

«Город детства»

Муз. Т. Гилексон, Ф.Миллер и Р. Дер. Русский текст. Р. Рождественский

На летовском «Звездопаде» была ещё одна песня из репертуара Пьехи, входящая в число её визитных карточек – «Город детства». Корнями эта песня восходит к зарубежной песенной культуре. Музыкальным первоисточником является американская композиция середины 50-х годов под названием «Greenfields» (в переводе «Зеленые поля»). Написали и исполнили её участники группы «The Easy Riders» - Терри Гиликсон, Ричард Дер и Фрэнк Миллер. Мелодия обрела тексты на разных языках. По информации, озвученной самой Пьехой, посредником для «Города детства» стал французский вариант, услышанный ею во время гастролей во Франции. Вернувшись, она попросила Рождественского написать на неё слова, подсказав тему. У певицы Франция ассоциировалась с детством, а Роберт Иванович, сочиняя стихи, вспоминал о своём детстве в советском Омске. Подробной истории этой песни на моём канале была посвящена большая публикация: «Как «Зеленые поля» стали «Городом детства».

История песни «Белый свет» подробнее описана в материале «5 песен-признаний в любви», а «Огромное небо» в материале «Вспоминаем песни композитора «Оскара Фельцмана».

О творческом пути и песенном наследии Эдиты Пьехи можно написать целую монографию. В сегодняшней публикации уместилась лишь небольшая часть. Материал не планировался, как юбилейный, тема придумалась сама собой и очень удачно совпала с календарем.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.