26 июля, исполнилось 124 года со дня рождения известнейшего художника и уроженца Мелитополя Александра Тышлера. Воспоминаниям о детстве проведенному художником в Мелитополе, посвящены целые серии работ: «Продавцы часов», «Карусели», «Балаганчики», «Бондари», «Еврейские невесты», «Продавцы птиц и мелких животных» и другие.
Предтеча искусства нонконформизма и один из самых ярких и самобытных представителей русского искусства XX века, Александр Григорьевич Тышлер, родился 26 июля 1898 года в городе Мелитополь, Таврической губернии Российской империи, в семье потомственного столяра. О ремесле, передававшемся из поколения в поколение, говорит и его фамилия: слово «тышлер» на идише обозначает «столяр».
Из воспоминаний Александра Тышлера:
"Я родился в небольшом городке Мелитополе 26 июля 1898 года. Отец мой был столяром. Он брал заказы на мебель – столы, кушетки, комодики. Я любил смотреть, как работал отец. Детство мое прошло среди стружек. Мебель отец обычно делал из ольхи. Это очень красивое дерево, после полировки она очень напоминает красное дерево. Дед мой и прадеды тоже были столярами. Моя мать – кавказская еврейка, в девичестве Джин-Джих-Швиль. В семье было восемь душ детей: три дочери и пять сыновей. Два брата стали столярами, два – типографскими наборщиками. Две сестры с большим трудом получили среднее образование. Я вырос в окружении русских, еврейских и украинских ремесленников – дружно живших благородных рабочих людей. А семья была частью мира. Жизнь моих братьев и сестер была недлинная. Брат Илья — наборщик-большевик, был повешен врангелевским генералом Слащевым в Симферополе. Другой брат был убит махновцами. Третий был расстрелян фашистами в Мариуполе в 1942 году. Сестры тоже не дожили до старости. От многочисленной семьи я остался один".
Восьмой, младший ребенок в семье, Александр Тышлер не имел возможности приблизиться к искусству в раннем детстве: максимально близким к творчеству занятием его юности было раскрашивание колес и стенок бричек в компании соседей-маляров. Но и этого занятия хватило для того, чтобы семья заметила его склонность к художественному ремеслу: в 1912 году старшая сестра художника Тамара привезла 14-летнего Александра в Киев, где он, успешно сдав вступительные экзамены, был принят в КХУ. Самобытный талант Тышлера проявился уже тогда, и киевские наставники бережно его охраняли. Первая учительница художника советовала ему по утрам сразу же зарисовывать то, что он увидел во сне.
Вскоре Александр Тышлер начал заниматься в художественной студии «амазонки авангарда» Александры Экстер. Занятия у Экстер продолжались до 1918 года, но своего развития не получили: в жизнь художника вмешалась Гражданская война.
В 1919 году Александр Тышлер добровольцем вступил в ряды РККА. Служба молодого художника проходила на Южном фронте, в отряде особого назначения при особом отделе 12-й армии. Несмотря на то, что отряд Тышлера был среди сил наступления, художник вспоминал, что лично он в боях не участвовал, а «делал плакаты, оформлял агитпоезда, спектакли».
Вспоминает Александр Тышлер:
Когда я вернулся из армии в Мелитополь, мы очень голодали. Приезд мой домой был неожиданным для родных. Они думали, что я уже давно сложил где-то свои кости. Мы с молодым писателем Максом Поляновским организовали «Окна РОСТА». Макс писал стихи, я рисовал. На больших фанерах мы писали портреты В. И. Ленина. Я очень здорово научился писать такие портреты. Писали масляными красками. За это нам ничего не платили.
Толчком к развитию деятельности Тышлера стало знакомство и близкая дружба с театральными и поэтическими кругами, в которые он вошел в начале 1920-х годов. Так, в середине 1920-х годов, среди его проектов была работа над букварями на языках, не имевших до революции письменности, – калмыцком, мордовском, татарском, идише; а также иллюстрации к произведениям А. Мариенгофа, С. Есенина, В. Маяковского. Он создал серию рисунков к фильму Г.Л. Рошаля «Зори Парижа».
Начиная с 1927 года, Тышлер также стал активно сотрудничать в качестве художника-оформителя со многими театрами Москвы, Минска, Харькова и Ленинграда. Он работал с лучшими руководителями театров своего времени, в том числе с Мейерхольдом и Михоэлсом.
В первые годы театральным работам Тышлера были присущи черты экспрессионизма, вообще характерные для его творчества этого периода: подчёркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся.
За свою карьеру Тышлер оформил более 100 постановок, создав почти для каждой из них самостоятельную серию работ. Кинорежиссер Г. Козинцев одну из глав своей книги «Наш современник Вильям Шекспир» посвятил Тышлеру. «Работы художника для него – не «оформление» трагедий или комедий, а создание образов с помощью цвета и формы, образов, душевно близких Шекспиру. Для меня Тышлер не просто реалист, хотя бы даже и крылатый, а живописец, художник своего мира, фантаст и сказочник», - писал Козинцев.
В 1941 году, с началом войны, Тышлер в качестве главного художника Государственного еврейского театра был эвакуирован в Ташкент, где работал в узбекских театрах, занимался живописью, графикой, участвовал в выставках. В 1943 году Александр Тышлер получил звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» за работу над оформлением спектаклей в Узбекском театре драмы. В Ташкенте помимо театральных эскизов художник создал целую серию графических и живописных работ. Среди позировавших ему людей была, например, и Анна Ахматова, вспоминавшая потом, что она знала только двух художников, понимавших поэзию: Модильяни и Тышлера. После войны и возвращения из эвакуации Тышлер продолжил активное сотрудничество с ведущими театрами Москвы и Ленинграда.
Сплав бесконечного, необъятного мира фантазии и детских воспоминаний, отточенное и блестящее мастерство живописца, графика, скульптора, вывели Александра Тышлера в первый ряд самых выдающихся художников XX века.
Из воспоминаний поэтессы Беллы Ахмадуллиной:
«У Александра Григорьевича Тышлера была чудная ребячливая улыбка, вернее: усмешка чудного ребенка, доброго, не лукавого, но не простоватого, претерпевшего положенный опыт многознания. Простодушно, но не простоумно, с превосходством детской хитрецы взирал он на события жизни, на гостей - я среди них видела только почитателей его, но до и без меня, он знал, видел и понимал, чему он приходится современником, жертвенным соучастником».
Оригинальный стиль Тышлера нельзя отнести к какому-то определённому течению или направлению. По словам самого художника, его живописные и графические работы отличают «иронический оттенок, пластический парадокс, гротеск». Образы и композиции основных серий художника представляют собой символические «человеко-конструкции», отсылающие зрителя к принципам народного площадного театра. По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму.
«Живопись – искусство созерцательное, оно рассчитано на тишину, - говорил в свое время Александр Тышлер. Обратите внимание на то, как тихо в музеях. Однажды я наблюдал за тем, как молодые люди – парень и девушка – смотрели иконы Рублева в Третьяковке. Они замерли. Они были поглощены искусством... Эта поглощенность хороша, она животворна. В детстве я часто видел скифскую скульптуру. Скифские бабы со сложенными маленькими ручками стояли у нас в Мелитополе во дворах. Я тогда не понимал их художественной ценности, но они мне очень нравились и, вероятно, воспитывали по-своему неопытный детский глаз. Потом в годы моего ученичества в Киеве я видел скифских баб в саду университета... Помню, в молодости я с увлечением копировал Леонардо. Он мне тоже очень нравился. Как-то я скопировал его «Автопортрет», но без бороды. И получилась Джоконда. Потом я нарисовал Джоконду, но с бородой. И получился сам Леонардо».
Склонность Александра Григорьевича работать сериями – это не рефлексия и не склонность к самоповторам, а один из видов перфекционизма и его творческое кредо: «Я работаю сериями, циклами, то есть не останавливаюсь на этой теме однажды. Я считаю, что один раз сделать — это недостаточно: когда я один раз делаю, вещь подсказывает мне возможность сделать еще раз, еще повторить, и сделать лучше, интересней. Иногда повторяешься пять-шесть раз, это тема подсказывает. Взять, например, «Цыган»: их я писал несколько раз и таким образом против воли почувствовал шире и глубже мир цыган, их характеры. И в то же время каждая работа серии может жить самостоятельно».
Знаменитый женский образ с фантастическими конструкциями на голове в трактовке самого автора не имел под собой изначально никакого метафорического контекста. Любимый Тышлером мотив, ставший своеобразной визитной карточкой его авторского стиля, был ни чем иным, как переработанным воспоминанием из далекого мелитопольского прошлого художника: ««В 1908 или 1910 году все ждали комету Галлея. Все вокруг было пропитано этой кометой… Даже на шляпках, которые носили женщины, впереди была звездочка, от нее шел назад хвост оранжевого цвета. Я вырос на юге, у нас всё на головах носили, всё, буквально всё – бублики, пирожки, лимонад, так что эти воспоминания имеют большое значение… Литературщины здесь нет никакой, это архитектурная композиция, чисто образная вещь… У меня вещи изображены совершенно реально, а соединение их с человеком – фантастично. Я люблю рисовать и писать людей, особенно женщин. Я изображаю их в необычных связях и ситуациях, вне законов перспективы. Казалось бы, человек меньше, чем дом, а в моих работах женщина может нести на голове дом или целый город».
Тышлер часто писал дамские портреты. Иногда он изображал и собирательные женские образы, посвящая работы их реальным вдохновительницам.
Что касается личной жизни, то первая жена — преданная Настасья Гроздова, искусная портниха, подруга сестры Тамары. Она заботилась о художнике: привезла мешок муки во времена учебы Тышлера, чем спасла его от голодной смерти, брала заказы на шитье (супруги установили расписание, когда жилая комната служит студией художника, а когда — мастерской портнихи), и даже в трудные годы на Тышлере, как говорится, «костюмчик сидел», тщательно подогнанный по фигуре.
Тышлер был натурой страстной, увлекающийся, причем Настасья о многочисленных романах мужа знала, как и о двух его внебрачных детях от разных женщин — сыну и дочке художник помогал. А на смертном одре завещала супругу: «Женись на Флоре». Искусствовед Флора Сыркина появилась в судьбе Тышлера в Ташкенте, где тот был в эвакуации с труппой Московского еврейского театра — она писала о театре. Отношения прервались на долгие годы, но судьба снова свела этих двоих в Москве. В 1964 году 66-летний Тышлер снова женился, Флора была младше его на 22 года.
"До сих пор я живу детскими и юношескими воспоминаниями. На меня очень подействовали народные театры, балаганы, народные праздники и представления. Это очень важно", - говорил Александр Тышлер, когда ему было 80. Об Александре Григорьевиче никогда нельзя было сказать старик. Это как-то совершенно не вязалось с его обликом. Он просто был восьмидесятилетним художником с молодой душой.
Вечером 22-го июня 1980 года в возрасте 81-го года Александр Григорьевич лег спать, чтобы проснувшись утром набросать эскиз своих детских воспоминаний, но уже не проснулся…
Работы Тышлера экспонировались во Франции, Италии, Голландии, Англии, Бельгии, Америке, Канаде, Японии. Пятьдесят выставок прошло в СССР и тридцать две – заграницей.
Сегодня его работы находятся в постоянных экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, значительных частных собраниях в России и за рубежом.
В тройку самых дорогих работ Александра Тышлера входит живопись, созданная в 1960-х – 1970-х годах и проданная за пределами России в 2000-х годах. Третий по стоимости результат был достигнут в 2003 году: картина «Театр-женщина» была продана на Sotheby’s в Лондоне за $142 649. Две другие рекордные продажи произошли в ходе одних торгов на мюнхенском Hampel в 2008 году: второй по стоимости стала «Девушка с цветами» – $235 905. Самая дорогая работа была продана за $298 813 – «Канделябр».
Художник истинный приходит, появляется на свет, чтобы под управлением Бога при помощи своего искусства совершенствовать этот мир, живущих в нем людей. Он утверждает то, что есть высшая красота, настоящая вера и этика. Художник ничего не уносит с собой. Все оставляет людям. Оставленное Александром Тышлером наследие – вечно.
#мелитополь #тышлер #александртышлер #живопись #графика #экспрессионизм #сюрреализм #картины #художники