30 июля исполняется 75 лет Арнольду Шварценеггеру – человеку, который не нуждается в особых представлениях, поскольку давно уже стал именем нарицательным для многих поколений зрителей. Как и его главный персонаж, робот-терминатор Т-800. Юбилей знаменитости – отличный повод вспомнить культовые фильмы "Терминатор" (1984) и "Терминатор 2: Судный день" (1991), созданные Джеймсом Кэмероном, и поговорить о них, как о значимом культурном явлении.
1. Цитирование можно считать одним из первых признаков знаковости кино. Фразы, сцены, образы, саундтрек из "Терминатора" моментально "ушли в народ", превратились в пасхалки и отсылки во многих более поздних картинах. Чемпионом по цитированию стало творчество самого Железного Арни. Знаменитая фраза Терминатора "I’ll be back" звучит в "Бегущем человеке", "Коммандос", "Вспомнить все", "Детсадовском полицейском" и "Последнем герое", где персонаж иронично добавляет: "Ты же не знал, что я собираюсь это сказать, не так ли?"
2. После выхода "Терминатор" оказался триумфатором премии "Сатурн", став победителем в трех из семи полученных номинаций – за Лучший научно-фантастический фильм, Лучший сценарий и Лучший грим. Вскоре на экранах начали появляться и другие боевики с героями-киборгами: "Робокоп", "Универсальный солдат", "Киборг", "РОТОР". В них явно прослеживались признаки образа, созданного Кэмероном и Шварценеггером, – крутой, опасный, невероятно сильный робот с внешностью бодибилдера.
3. Сиквел "Терминатор 2: Судный день" оказался еще более успешным: четыре "Оскара" из шести номинаций, премия Британской академии, награды премий "Сатурн" и MTV. Что уже само по себе достижение. До Кэмерона подобное совершил Фрэнсис Форд Коппола с "Крестным отцом 2", но совершенно в другом жанре. "Терминатор 2" вселил в кинематографистов уверенность в успехе продолжений фильмов-экшн.
4. Но что важнее, Кэмерон продемонстрировал эффективность нескольких сюжетных приемов, пригодившихся коллегам. Один из них способен превратить любую экшн-историю почти в бесконечную. По сюжету робот Т-800 погибает и "воскресает". Подобный ход стал весьма востребованным в современных франшизах и сериалах. Здесь достаточно вспомнить многочисленных персонажей "Сверхъестественного". Вероятно, Кэмерон не был первооткрывателем этого трюка, но успех "Терминатора" его точно популяризировал.
5. Не менее полезен прием с перевоплощением злодея из первого фильма в положительного героя последующих картин. К примеру, подобно Терминатору меняет "минус" на "плюс" Декард Шоу, персонаж Джейсона Стэйтема из франшизы "Форсаж". Этот способ открывает новые сюжетные линии и подогревает интерес к развитию истории.
6. Ко времени появления "Терминатора" тема вероятного конфликта человека и машины давно звучала в философских трудах, художественной литературе и уже появилась в кино ("Мир дикого Запада" (1973), "Звездный путь" (1966–1969). Однако Кэмерон сумел невероятно наглядно продемонстрировать опасность, мощь и неуязвимость машины, ставшей врагом. Он перенес конфликт в современность, в реальный Лос-Анджелес, по сути обозначив перед зрителем одину из важнейших философских проблем – проблему будущего человечества, причем, в ее апокалиптическом варианте.
7. Кому-то может показаться анекдотичной сама мысль о связи фильма-боевика с философией. Кстати, примерно так многие критики восприняли книгу Уильяма Ирвина "Терминатор и философия" (2009). Но картина действительно поднимает массу вопросов этого уровня: способен ли человек противостоять обстоятельствам, предопределена ли его судьба, есть ли выбор, каждый ли способен его сделать? В свое время Андрей Тарковский высказал такое мнение о "Терминаторе" (1984) Джеймса Кэмерона: "...Его видение будущего и отношения между человеком и его судьбой раздвигают границы кино как искусства".
8. Известно, что Кэмерон перенес действие первого фильма из далекого будущего в настоящее по тривиальной причине – нехватке бюджета для создания дорогих декораций. Тот случай, когда можно сказать: "Нет худа без добра". Так появился еще один важный послыл "Терминатора" – судьба будущего рождается здесь и сейчас, в настоящем. И может зависеть от любого из нас. Помните, что Сара Коннор поначалу была обычной официанткой?
Безусловно, это лишь малая толика фактов и аргументов, говорящих о значимости творения Джеймса Кэмерона. Как думаете, друзья, можно считать его выдающимся? Полагаем, что нынешний юбиляр Арнольд Шварценеггер в этом не сомневается!
Дорогие читатели, приглашаем на киноканал Cinema, где вас ждет встреча с мировыми знаменитостями в лучших зарубежных фильмах. Ссылка на программу здесь. Читайте и другие статьи по теме:
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, вместе обсудим все самое интересное!
#кино #терминатор #терминатор2 #фактыофильме #арнольдшварценеггер