Найти в Дзене

Какая между нами разница? Часть 3

Итак, какая же между нами разница? Чем мы отличаемся друг от друга? И чем, в аспекте понимания этой разницы, отличаются друг от друга архаичная и современная этика?

Резюмируя предыдущие статьи, можно сказать, что человек современной этики не видит абсолютно никакой разницы в людях с точки зрения физиологии. Для него все люди – это люди, одинаково нуждающиеся в кислороде, еде, воде, одежде, крове, защиты от холода, удовлетворения всех потребностей, уважении к достоинству и личности в целом.

Именно потому, что современный человек не видит никакой разницы в людях с точки зрения физиологии, для него является недопустимым ограничивать кого-то в еде, воде, доступе к комфортным условиям существования только потому, допустим, что человек в свое время не получил хорошего образования, или не справился с жизненными обстоятельствами и потерял работу или жилье, или родился не в той стране, не того пола или не того цвета кожи. Да, всевозможные социальные пособия и благотворительность – это продукт целиком и полностью современной этики.

И в то же время в современной этике абсолютно неприемлемым считается неуважение к личным границам, личным принципам, убеждениями, выбору, жизненным стратегиям. Человек современной этики признает, что с точки зрения психологии все люди – совершенно разные, и хотя и подчиняются общим законам, регулирующим деятельность психики, но могут и интерпретируют свою психическую деятельность совершенно по-разному.

freeimages.com
freeimages.com

Они по-разному могут переживать один и тот же опыт, или приходить к схожим выводам в результате совершенно разного жизненного опыта, у них разный болевой порог, разная чувствительность, разный уровень восприятия и способности к анализу. Все люди абсолютно по-разному видят и интерпретируют мир, и у них есть на это неотъемлемое право. Подгонять людей под одну гребенку, пытаться унифицировать их и насильно разделять на какие-то группы, навешивать ярлыки и т. д. – в корне неправильно и несправедливо.

Человек архаичной этической модели видит разницу в людях по-другому. Ему приятно окружать себя похожими на него самого людьми – такого же цвета кожи, например, или возраста, или социального статуса, достатка или образования. Он привык общаться с единомышленниками – то есть теми, кто воспринимает мир схожим с ним образом и также склонен унифицировать и делить людей на группы. Любое отличие во взглядах, мировоззрении, принципах, выборе жизненных стратегий человека архаики беспокоит и пугает, и это отличие он стремится уничтожить любым возможным способом, включающим насилие.

И в тоже время базовые права каждого человека, обусловленные его физиологией, человека архаики беспокоят мало. Он вполне допускает возможность того, чтобы люди голодали, подвергались лишениям, унижениям или пыткам в силу их какого-то другого статуса, неблагополучной социальной среды, образования, стиля жизни и так далее. Для человека архаики нет понятия базового физиологического комфорта для всех людей – он считает, что каждый имеет тот уровень этого комфорта, который он заработал, заслужил или захватил. И поэтому человек архаики и сам стремится себе этот физиологический комфорт обеспечить – любым возможным способом, включая насилие.

Именно в этом понимании разницы между людьми и отличаются, помимо прочего, архаичная и современная этическая модели. Какое понимание ближе к объективной реальности и объективной справедливости – та этическая модель и жизнеспособнее, и гуманнее.