Найти в Дзене
iluminary | лингвистика

Что такое альтернация?

Поговорим сегодня о таком явлении в языке как чередования или альтернация. Альтернация наблюдается, когда одна и та же морфема произносится по разному в зависимости от контекста; в данном случае под контекстом понимается окружение, в котором находятся звуки, составляющие морфему ([гара́] - [го́ры]). Морфема – это мельчайшая единица, с которой связано какое-то значение. Она может быть представлена целым словом или его частью (суффикс (стоит после корня) или префикс (стоит перед корнем)). Например, в английском языке «cat» – это морфема (корень), а если мы решим сказать «кошки» - cats, то добавим к корню «cat» суффикс "s". Добавляя новые морфемы, мы изменяем форму слова, создаем новые слова и новые контексты. Контекст влияет на форму (звучание) морфемы, следовательно, одна и та морфема может иметь несколько вариантов произношения, которые называются алломорфами, то есть одна и та же морфема будет произноситься по-разному. К чередованию звуков приводят фонетактические ограничения: когда при комбинации нескольких морфем рядом располагаются звуки, которые не должны приближаться друг к другу по фонетактическим правилам конкретного языка, возникает альтернация.

В английском языке назальные звуки (воздух проходит через нос) согласуются по месту артикуляции (место, где происходит взаимодействие произносительных органов речи, например, дентальные согласные образуются при соприкосновении передней части языка с задней частью передних резцов) с последующим смычным звуком (поток воздуха полностью блокируется смычкой, например, смыканием губ). Однако это правило действует, когда назальный и смычный звуки находятся в разных морфемах. Например, в словах camp, wind, think \m\ и \n\ произносятся как [m] и [n], поскольку находятся внутри одной морфемы. А теперь посмотрим на слова inedible [ɪˈnedɪbl],indelible [ɪnˈdeləbl],immobile [ɪˈməʊbaɪl], imbalance [ˌɪmˈbæləns], impossible [ɪmˈpɒsəbl], ingenious [ɪŋˈdʒiːniəs], incorrect [ɪŋkərˈekt]. При этом в последнем случае написание слова не меняется, потому что в английском языке нет отдельной буквы для велярного (задняя спинка языка поднимается к заднему небу) назального звука, но в слове "incorrect" назальный звук скорее велярный, а не альвеолярный. Таким образом, правило фонотактики «назальные должны согласовываться с последующим смычным по артикуляции» применяется не к звукам внутри морфемы, а к звукам, которые стоят на стыке морфем.

Наиболее распространенным типом альтернации является ассимиляция: два разных звука становятся похожими. Ассимиляция может быть контактной, когда два звука находятся рядом, или дистантной, когда звуки влияют друг на друга, несмотря на то, что между ними находятся другие звуки. Ассимиляция – одна из самых распространенных альтернаций в языках. В английском языке суффикс множественного числа согласуется в предшествующей смычной: two cats [kæts] and two dogs [dagz]; в русском языке от взбучки [od vzbútʃki], но от всплеска [ot fspléska].

Наиболее типична полная контактная ассимиляция: два звука, стоящие рядом, становятся идентичными. Полная ассимиляция смежных гласных обнаруживается во многих западно-африканских языках. В языке йоруба, например, слово [owo] (деньги) + [epo] (нефть) превращается в [oweepo] (доходы от нефти). В английском языке префикс in может также подвергаться полной ассимиляции в определенных словах. Перед большинством согласных назальный звук ассимилирует только по месту артикуляции как в impossible, но перед [l] или [r] происходит полная ассимиляция: in + regular = irregular, in + legal = illegal.

Ассимиляция может быть дистантной: звуки, не являющиеся соседними, могут разделять друг с другом некоторые фонетические качества. Гармония гласных – самый явный пример дистантной ассимиляции. Например, в турецком языке гласные в слове должны быть все переднеязычными (активна передняя часть языка) или заднеязычными (активна задняя часть языка), а гласные верхнего подъема (язык максимально приближается к верхнему небу) должны быть все либо огубленные (губам придается округлая форма) или неогубленные. Гармония согласных тоже встречается, но реже.

Диссимиляция – процесс обратный ассимиляции, поскольку произнести два похожих звука один за другим становится трудно, то они произносятся по-разному. Отсюда, кстати, и идут скороговорки: sixth sheik’s sixth sheep (шестая овца шестого шейха). Пример диссимиляции: в древнегреческом школа говорилась как [sxolio], в современном греческом как [skolio].

Эпентеза – еще один распространенный тип альтернации. Она наблюдается тогда, когда гласные врываются в череду согласных для их разрыва. Такое встречается в длинных словах (как в японском или гавайском) или когда морфемы стоят рядом. В английском можно наблюдать, когда суффикс множественного числа стоит после [s] или [z] и тогда добавляется гласный звук [i]: dress [dres] - dresses [ˈdresɪz].

Элизия или опущение обратна эпентезе. В этом случае вместо разрыва группы согласных гласной одна из согласных выбрасывается, как например опускается [p] в pneumonia [njuːˈməʊniə]. Grand заканчивается на [nd], mother начинается с [m], но когда эти два слова сливаются в одно [d] в середине обычно опускается и получается [ɡræn(d)mʌðə] (британский вариант). В языке лардил, на котором говорят в Северной Австралии, опускаются последние гласные в словах, которые состоят из трех и более слогов: [yalulu] (пылать) становится [yalul]. Но иногда удаление гласного приводит к нарушению фонотактических правил языка, нужны дополнительные изменения. Например, в языке лардил слово может заканчиваться чаще всего только на одну согласную, которая должна произноситься при помощи кончика языка (апикальные или кончиковые согласные), поэтому стрекоза [tʃumputʃumpu] превращается не в [tʃumputʃump], а в [tʃumputʃu], то есть удаляются три крайних звука.

При лениции звуки становятся мягче и слабее: смычные превращаются во фрикативные звуки (щелевые, то есть в отличие от смычных преграда не полная, есть некоторый зазор, через который и проходит воздух). Лениция отмечается в фонетике английского языка в Америке, где better может произноситься как [beθər]. Противостоит лениции фортиция, когда фрикативные наоборот превращаются в смычные: [V] становится [b] или [r] становится [d].

Метатеза и редупликация. Метатеза означает перестановку порядка звуков, например, когда-то английское слово "horse" звучало как [hros], а потом в [ro] звуки поменялись местами. Редупликация – это повторение. В английском часто используется для передачи крохотного размера "teeny-tiny", "itsy-bitsy" (милипусенький, крошечный) или презрительного отношения "syntax-schmintax" (синтаксис-шминтаксис). А в других языках редупликакция может быть обычным способом построения слов, тот же самый язык ладрдид и его стрекоза [tʃumputʃumpu].

Здесь можно прочитать о фонологии, узнать, чем занимается эта отрасль лингвистики; а тут рассказываю немного о фонетике и разнице между звуком, фонемой и аллофоном.

Оставьте комментарий, если вам было интересно :) Со мной можно связаться в группе.