"Я мог бы сравнить абсолютно
зеленый цвет со спокойными,
протяжными, средними тонами скрипки"
Василий Кандинский
Рассматривая зеленое, наши глаза отдыхают, и мы находим в нём реальное удовлетворение. Потому что для большинства стран окружающая действительность очень насыщена разнообразными зелеными оттенками. Особенно в тёплое время года. И эти природные цвета у нас подсознательно связаны с чем-то приятным, безопасным и красивым.
В мусульманской религии зеленый цвет стал священным с 12 века. Есть романтичное мнение, что причина такого выбора уходит вглубь веков и образа жизни пустынных жителей, с их извечной тоской о земле обетованной, райских садах и сочной листве тенистых деревьев. Именно поэтому в мусульманском мире зеленый воспринимается позитивно, не типично для стандартных нейтральных ассоциаций с этим цветом других религий.
В христианстве этот цвет – символ надежды, справедливости и юности, он считается «земным» и означает жизнь. В иконописи этот цвет природы и гармонии, исцеления и оптимизма. Это символ вечной жизни и Святого Духа. Зеленый, как результат смешения двух цветов – желтого с синим, олицетворяет единение человека с Христом (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет).
Символика зеленого несколько менялось на протяжении развития цивилизаций. Из радостного цвета пробуждения и начала новой жизни, он постепенно трансформировался в символ равнодушия, скуки и тоски. В более позднее время в этот цвет стал отождествляться с завистью и предательством.
Хотя в Европе он остается светским цветом, наследием рыцарской доблести и любви. Но в геральдике изумрудный цвет встречается редко.
Отношение людей к зеленому было двойственным, возможно, из-за того, что суть зеленого – это смесь желтого с синим. То есть, фактически, зеленый, как цвет – только промежуточный, второстепенный, итог смешения сильных базовых цветов.
Великие художники прошлого эффекта зеленого цвета добивались не физическим смешением пигментов, а оптическим – они накладывали синие и желтые мазки так близко друг к другу, что те сливались. Исключения немногочисленны — Джорджоне и Беллини.
К концу 18 века, зеленый стал символом эпохи романтизма и по популярности сравнялся с синим.
Иоганн Вольфганг фон Гёте 20 лет работал над теорией цвета, которая стала учебным пособием для художников следующих поколений. Физики критически восприняли изыскания Гёте, но философы, психологи и живописцы поддержали его мнение о зависимости восприятия цвета от окружения и эмоционального состояния человека.
По мнению Гёте, цвет оказывает воздействие на душевное состояние человека, поэтому он разделил спектр на «положительные», «отрицательные» и «нейтральные» цвета.
Зелёный, по мнению Гёте – нейтральный цвет: "Наш глаз находит в зелёном действительное удовлетворение, глаз и душа отдыхают. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.
Зеленый — самый успокаивающий цвет. Он ассоциируется с зеленью, прохладой и природой. Это цвет равнодушного спокойствия: он не передает радость, грусть или страсть. Когда что-то озеленяется, это порождает надежду на обновленную жизнь.
Зеленый, склонный к желтому, набирает активную и солнечную силу; если в нем преобладает синий, он становится более трезвым и утонченным".
Василий Кандинский продолжил исследования Гёте и создал свою цветовую систему. Он считал, что цвет рождает «вибрации души» и сравнивал цвета со звуками.
В зеленом Кандинский видел отсутствие движения, называл его самым спокойным цветом, духовно погашенным, но имеющим потенциальную возможность движения. Он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет.
Кандинский ассоциировал зеленый цвет с тишиной.
И умиротворением.
И с ожирением самодовольства.
В своей удивительной книге «О духовном в искусстве» (1910) он показывает себя одним из злейших врагов, каких только встречал зеленый цвет за всю свою долгую историю.
А Пит Мондриан, перейдя к абстракционизму, полностью отказался от зеленого. Для него, как и для многих других художников, придерживающихся иерархии цветов, как в школе искусств Баухаус: есть главные цвета — синий, желтый и красный, и примкнувшие к ним черный и белый. И есть бесполезные, например, зеленый.
В живописи 20 века зеленого ничтожно мало.
Только скромные художники, которые еще пишут пейзажи, уделяют место зеленому на своих полотнах.
В книге «Зеленый. История цвета» Мишель Пастуро реабилитирует роль зеленого цвета, незаслуженно отправленного в тень, нелюбовь и презрение.
Пастуро называет зеленый куртуазным цветом, так как с 11 века его полюбили государи и вельможи, а в куртуазной литературе зеленый стал эмблемой растительного мира, юности, любви, и описаний рыцарских странствий и турниров.
К закату Средневековья появилась тенденция устанавливать связь между цветом и моралью. Церковь ввела в обиход понятие «добропорядочных цветов» и «подозрительных». И зеленый стал именно «подозрительным». В середине 12 века в книжных миниатюрах, на фресках и картинах даже дьявола стали изображать зеленым.
Но зеленый не всегда воспринимается как цвет, приносящий несчастье. Порой ему приписывают прямо противоположное свойство: способность отгонять силы зла.
Зеленый цвет в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. И только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зеленому, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.
А вы любите зеленый цвет?