Найти тему

Каждый школьник может сдать ЕГЭ?

Школьник любого возраста может сдать ЕГЭ? Если серьезно – пора задуматься не столько об эффективности такого итогового контроля как ЕГЭ, сколько о допустимости «перепрыгивания» через возрастные этапы развития и искусственном его «убыстрении». В прошлом году уже был случай сдачи ЕГЭ и поступления 8-летнего ребенка в один из крупнейших вузов страны. Не исключено, что история не повторится. Очень часто при принятии подобных решений родители опираются на свои личные амбиции и интересы, нежели анализируют их последствия и исходят из истинного желания детей. Что получает ребенок, «перемахивая» разом через ступени своего естественного развития посредством раннего поступления в вуз? Только ли проблемы в социализации или что-то еще? Каждый такой случай – уникальный и требует индивидуального подхода, что не всегда готова предоставить вузовская «поточная» система обучения. Это не плохо (т.к. студенты – люди взрослые и – предположительно! – ответственные), но и хорошего мало. Нарушается гармоничное развитие ребенка, о котором уже давно предостерегают специалисты в надежде на здравомыслие родителей. Анализ публикаций и статей на тему раннего развития, в том числе интернет-ресурсов, позволяет выделить следующие проблемы у детей, обучающихся по таким программам:

- ребенок постепенно обучается изображать энтузиазм и скрывать истинные чувства;

- видя, как родители пренебрегают его желаниями, ребенок сам перестанет прислушиваться к ним, а потом и вовсе подавит их, чтобы лишний раз не разочаровываться;

- «дуракаваляние» - важный этап эмоционального развития: скача «до упаду», ползая по ковру с игрушками, ребенок учится ориентироваться на свои телесные ощущения, распознавать усталость и регулировать активность. Развивающие же занятия предполагают поддержание специально заданной позы в течение определенного времени. Взрослые задают темп деятельности ребенка и контролируют его тонус;

- неумение достигать мышечного расслабления и, в целом, плохое владение своим телом связано с неумением оперативно реагировать на возникающие ощущения;

- снижается мотивация к обучению, падает авторитет педагога, а в силу возрастных особенностей ребенок не способен критически отнестись к своим разрозненным знаниям и вместо того, чтобы заняться их систематизацией, пускает учебу на самотек;

- привычка к похвале приводит к болезненному реагированию на изменение своего статуса в классе, группе, в обществе;

- неодновременное и неравномерное развитие моторики, эмоциональной сферы восприятия, речи, мышления и других процессов;

- младшие школьники, имея высокий уровень интеллекта, не умеют выражать свои эмоции и понимать чувства других людей.

 Так считает большинство исследователей и специалистов в области педагогики и психологии. Но все это - ещё не самая большая проблема. Не меньшей "головной болью" для родителей является дальнейшая самореализация юного специалиста, его трудоустройство. Как быть в этом случае с его самооценкой, мотивацией, ожиданиями? Очевидно, что все эти тонкие психофизиологические процессы подростка, только что окончившего учебное заведение, подвергнутся большим испытаниям. В этом случае, как всегда спасет ситуацию только чуткость, помощь и участие родителей. Воспитать ребёнка нелегко, а уж вундеркинда - тем более! Всякий раз взрослому (любому родители, а - тем паче реализующего через своих детях идею раннего развития!) надо задавать себе вопрос: "А зачем?", "А что потом?", и т.д.

Каждый ребёнок от рождения имеет большой потенциал развития. При грамотно выстроенной системе воспитания и образования талантливый молодой человек гораздо раньше начнёт приносить пользу обществу, помогать другим