Первая моя книга по боевым искусствам – это было джиу-джитсу какого-то непонятного года. И в ней говорилось, что джиу-джитсу – это благородное искусство заставить противника применять свои силы против себя. Ну, и затем не раз приходилось слышать о том, что японские боевые искусства – это методы, как слабый может победить сильного. Да и китайские боевые искусства тоже обожают эту тему. Дескать техника любую силу сотрет в порошок.
Вот все и учатся правильно стоять, правильно дышать, правильно вести кулак и прочее. Чего только стоит теория Дзен-кутсу дачи и тсуки в Шотокане? Может ли техника позволить слабому одержать верх над сильным?
Ответ поищем у известного боксера Джека Демпси. Вот, что он пишет в своей книге: «Ты можешь привести вес своего тела в быстрое движение, и „взорвать” этим стремительно летящим весом своего оппонента со сногсшибательным, сокрушающим эффектом, ставящим точку в схватке. Взрывной эффект веса твоего тела - самое главное оружие в кулачном бою и боксе. Никогда об этом не забывай! Я был на пике своей формы в тот день, когда встретился с Виллардом под палящим солнцем Толедо. Весь вес моего тела перемещался, как молния, и я взрывал этот вес в направление этого гиганта. Еще до того, как закончился первый раунд, Виллард стал похож на жертву преждевременного подрыва динамита в угольной шахте». Ну и дальше у Демпси в книге идут всякие фишки типа «Падающего шага», «Линии силы», «передачи импульса» и прочее.
Суть-то в чём? «Джесс Виллард был чемпионом мира в тяжелом весе, и он был настоящим гигантом. Более того, хорошо сложенным гигантом - каждый сантиметр его тела выдавал в нем атлета. Он сужался к низу от широченных, как буровая вышка, плеч, и его мускулы пугающе перекатывались под загорелой кожей. Он был ростом метр девяносто восемь и весил 111 кг. По сравнению с ним я выглядел ребенком, в лучшем случае - гномом, хотя имел рост метр восемьдесят три при весе 81, 7 кг. Перед боем объявили, что я вешу 85 кг, но на самом деле я весил всего 82».
Но Джек Демпси при своих параметрах завалил Вилларда. И тысячи любителей бокса последовали за книжкой Демпси, стараясь постичь тайны убойной техники: «взрыва, падающего шага, правильного кулака, передачи импульса…» Кстати, я вот сейчас вроде и понял, откуда «растет» это токсичное понятие передачи импульса.
Так что в этом не так? Вот смотрим кадры боя с Виллардом:
https://www.youtube.com/watch?v=PqC6NCunAKE
И сколько раз Демпси выполнил падающий шаг? Ни одного! Широкие шаги были, но именно падающего на видео нет. Сколько раз были взрывные удары? Именно взрывные? Ну пару раз были, причем с сомнительным результатом. А за счет чего был результат? Эффект Демпси в техническом плане состоит из двух частей: применении стиля Дракона и таранного кулака. Именно таранного, а никак не взрывного или импульсного.
Если помните, когда я говорил о стиле Дракона, там был такой прием «Дракон выныривает из озера». Так вот это и есть Дэмпси.
Демпси старается работать на широко расставленных ногах, прижимая корпус к земле, уходя вниз. А затем, отталкиваясь задней ногой, «всплывал» одновременно со входом в противника. Ударная рука при этом тоже шла по диагонали вверх и вперед, от ребер в голову соперника. При этом рука просто превращалась в жесткое бревно, в таран, которым раньше крепостные ворота вышибали. Никакой передачи импульса нигде не было. Это был один единый импульс всего тела, а рука – просто балка, торчащая из столба тела. К этому еще стоит добавить то, что удар тоже шел по диагонали снизу вверх. А это очень нехороший угол для головы противника.
А что же не так с книгой Демпси? Эффект Демпси не в его книге и не в его технике. Эффект Демпси – это фокусировка силы перед собой и передача ее в противника. В И цюане, например, формируют энегосиловой столб перед собой, и противник, когда атакует, просто натыкается на этот столб и теряет свой запал. В Тайцзы цюань аналогично формируют перед собой энергосиловой шар, в котором вязнет противник.
Эффект Демпси – его природный талант заключался в том, что за счет намерения, целеустремленности, волевых качеств у него само собой получалось сформировать перед собой силовой шар. Не просто отдельный шар, а именно свою собственную силу, силовое поле тела вывести из тела наружу, вперед. И не просто поставить его перед собой, а направить в противника и за противника.
А вот дальше срабатывал эффект рогатки. Демпси просто притягивался к своему силовому шару и летел по инерции дальше. Его тело как камень из рогатки летело навстречу своей силе. Это как притяжение сильных магнитов.
Если говорить простым языком, то в бою это называется напор, напирать на противника. Демпси ощущал и видел себя уже за противником, уже прошедшим насквозь противника. И только потом тело «догоняло» дух.
Падающий шаг – это не технический прием. Он возникал сам собой, потому что при работе с нижнего уровня и резком выпаде вперед за счет толчка задней ноги, у передней ноги не будет иной возможности как только тяжело и жестко упасть на землю. Специально падать на ногу не надо, это практически ничего не даст. Надо бросать корупс вперед, а ноги сами найдут себе работу.
Итак, кто не понял с первого раза. Успех Демпси – это не техника, а бешеный напор и целеустремленность пройти противника насквозь, в результате чего вся чего сила концентрировалась перед ним, а не внутри него. У Вилларда, наоборот, сила в основном была сосредоточена внутри, поэтом он и долго держал удары Демпси. Но противопоставить толком ничего не смог.
В последствии, когда Демпси попытался понять свою технику и описать ее, поскольку он был не аналитик, он допустил искажения и ошибки в описании. Это беда всех практиков. Просто так устроен человеческий мозг, если он не видит мелких деталей, он дорисовывает картинку самостоятельно. Поэтому часто практиков лучше смотреть, а не читать. Кстати, наверное единственный, кто понял Демпси правильно – это Майк Тайсон. Он тоже пошел по пути стиля Дракона в боксе, только еще развил его и не стал тупо подражать Демпси, а нашел собственный путь.
Ну и возвращаемся к нашей теме боевые искусств. Я сделал этот экскурс в Демпси, чтобы вы хорошо поняли, что такое сила и сильный человек в реальном бою. Это та сила, которая находится перед противником, та сила, которую вобьют «в крышку вашего гроба». Это не сила, которая как-то и где-то распределена в противнике, которая где-то гуляет. Поэтому можно рассматривать здоровенного мужика, говорить, что он сильный, но если его сила из него не вышла, то вы имеете дело просто с мешком соломы.
Так вот, пусть есть противник, который способен собрать свою силу перед собой. Можно ли его силу остановить слабостью или техникой? Вот вы стоите на дороге и на вас несется КАМАЗ. Вы сможете его остановить? Или быть может вы сможете его отодвинуть по касательной? Или разворотом туловища заставить его полететь кубарем? Глупые вопросы, правда? КАМАЗ может остановить только КАМАЗ, а еще лучше танк.
Человек может иметь маленький вес и небольшой рост, но для победы ему понадобится выделить из себя силу, гораздо большую, чем выделил противник. Именно выделить для боя, а не распределять внутри себя или как-то там ее хранить. В столкновении двух фаланг тяжелых воинов важны первые мгновения боя, какая из фаланг выдержит удар и напор другой. За теми и победа будет.
А что же техника? Хитрость в том, что техника – это просто движение тела вслед за силой. Именно сила определяет технику. А может техника создавать силу? Нет. Техника может как-то распределять силу внутри, но не отправлять ее наружу.
В этом и заключается сила единоборств и слабость гражданских, коммерческих БИ, В спортивных единоборствах постоянный и главный акцент именно на вложении собственной силы в противника, все остальное вторично. А в гражданских, коммерческих БИ (в большинстве своем) этим вообще не заморачиваются, надеясь на технику и красивую форму с поясами.
Кстати, хитрость в том, что в единобороствах создавать напор на противника получается далеко не у всех. Природные таланты дают о себе знать. А суть и смысл боевых искусств именно в том, чтобы научиться работать с силой и выводить ее из себя в реальном бою. А не зубрить какие-то малопрактичные и нереальные технические нюансы.
Помните! Силу победит только еще большая сила!