#люди_оперы
В опере без оркестра никуда! Мы подумали: а какая партия в оркестре кажется нам самой… необычной? И единогласно решили, что это ударные. Ведь их так много, и зачастую на нескольких из них играет только один человек! И не только на классических, как большой барабан или ксилофон, но и на экзотичных вроде латиноамериканского гуиро. Кстати, именно на нем в «Весне священной» И.Ф. Стравинского в Новой Опере играла Светлана.
Мы расспросили ее о самых неожиданных ударных инструментах.
В консерватории мы учимся играть на малом барабане, ксилофоне, вибрафоне, колокольчиках, литаврах, перкуссии, бубне, трещотках… У ударников есть два отделения: эстрадное и классическое (на котором училась я). Если вы учитесь на эстрадном, то упор делается на ударную установку и вибрафон. На классическом больше играют на оркестровых инструментах.
В оркестре Новой Оперы ударники владеют всеми инструментами. Кто на чем играет сегодня – об этом мы договариваемся перед спектаклем. Конечно, у каждого есть свои любимые инструменты – например, на литаврах чаще всего играет наш концертмейстер. Я больше всего люблю колокольчики и вибрафон – это очень лиричные и красивые инструменты. Хотя и на там-таме сыграю с удовольствием.
В оперных партитурах часто встречаются довольно непривычные инструменты, но с опытом становится все легче их осваивать. К примеру, в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини есть инструмент систр – предшественник треугольника, известный со времен Древней Греции и Древнего Египта. В «Риголетто» Дж. Верди – шумовой инструмент ластра. Это металлическая гибкая пластина из меди, по ней мы играем мягкими палочками и создаем имитацию звука грома.
В последнее время мы исполняем много современной музыки. Зимой играли «Страсти Симоновы» Кайи Саариахо. Там в партитуре есть маримба, несколько разновысотных гонгов, вибрафон и много мелких шумовых инструментов. Но самое интересное здесь – звукоизвлечение: на вибрафоне мы играли не только палочками, а еще и смычками от струнных инструментов. В «Мертвом городе» Э.В. Корнгольда встречается эолифон, т.е. ветряная машина. Это такой цилиндрический барабан, который, вращаясь, издает звук, напоминающий завывание ветра.
Есть мнение, что, например, на треугольнике может сыграть любой человек. Что ж, издать какие-то отдельные звуки он, конечно, сможет (пожалуй, как и на любом другом инструменте). Но на самом деле треугольник не так прост: для того чтобы играть на нем профессионально, необходимо овладеть правильной техникой звукоизвлечения. Даже треугольник может петь – совсем как скрипка. А если человек с треугольником без подготовки попадет в оркестр, он просто не сможет уследить за своей партией и не поймет указания дирижера.