В Израиле очередная волна "короны", тем не менее отменены все ограничения.
В нашем детском саду сначала заболела одна женщина, через 3-4 дня еще две женщины и по несколько детей во всех трех группах. Еще через неделю заболела и я. В группе болела уже треть детей.
Я не буду писать про короновирус, а напишу про две истории, связанные с Хайфой, которые сама узнала, прочитав в Интернете.
Первая - про Променад Луи. Это красивая уютная пешеходная улица на вершине горы Кармель, откуда открываются потрясающие виды на море, пригороды Хайфы и северные районы Израиля вплоть до Ливана.
В Хайфе очень много потрясающих видов и красивых улочек, и я, может, и не выделила бы именно Променад Луи, но прочитала трогательную историю названия улицы. Оказывается, променад назван в честь юноши, который попал в автокатастрофу за несколько недель до выпускных экзаменов в школе.
Молодые родители Луи приехали в Израиль из Южной Африки в 1950 году. Луи Ариель Гольдшмидт родился уже в Израиле в 1952, а в 1971 погиб. Родители Луи, чтобы сохранить память о сыне, в 1992 году передали городу средства, на которые была построена эта аллея. На аллее есть памятная плита, и у небольшого водоема, органично вписывающего в тенистую аллею, стоит скульптура лани, склоняющейся к воде, и у ног которой лежит маленький детеныш.
Так родители уже много лет оставляют память о сыне у всех прохожих, побывавших на аллее и узнавших печальную историю Луи.
А вторая история - про подводную лодку. Мы много раз проезжали на автобусе мимо морского музея, часть экспонатов которого - бывшие военные корабли - находятся на улице рядом с музеем, и видели из окна автобуса и корабли с орудиями, и подводные лодки, но бежать осматривать музей как то не приходило в голову, тем более без русского гида.
Я прочитала в Интернете об одном очень интересном экспонате музея.
В 60-70-ые годы прошлого века молодое государство Израиль, окруженное враждебно настроенными соседями, решило для обеспечения безопасности приобрести 3 подводные лодки. Одна из лодок "Дакар" была на службе у британского флота, а в 1968 году после реконструкции была приобретена Израилем.
Лодка отправилась из Портсмута с 69 членами экипажа и должна была прибыть в Хайфу в определенный срок. В Хайфе готовилось торжественное прибытие подлодки. И вот почти весь путь лодка прошла отлично, и даже шла с опережением графика. Когда лодка была около острова Крит, уже недалеко от Хайфы, капитан доложил по связи, что лодка может прибыть на день раньше, но ему приказали прибыть, как было запланировано и не менять расписание праздничного мероприятия.
В следующий раз "Дакар" должен был выйти на связь через 6 часов, но подводная лодка исчезла. Два месяца израильские службы беспрерывно искали затонувшую субмарину. Тогда ничего сделать не удалось, 69 человек объявили погибшими. Но после Израиль искал свою лодку еще 31 год!
За эти года было организовано 25 специальных экспедиций, ВМС Израиля обещали 300000$ за любую информацию, указывающую на след пропавшей подлодки, но усилия были напрасны.
Израиль обратился за помощью к частным поисковым компаниям , и в 1999 году был заключен контракт с американской компанией "Неотикус".
Именно компания "Неотикус" ранее обнаружила "Титаник". Американцы имели в распоряжении самое передовое на тот момент оборудование, и через полтора месяца поисков на глубине около 3000 метров между Критом и Кипром обнаружили останки подводной лодки.
Точная причина гибели лодки "Дакар" так и не установлена. Скорее всего это была техническая неисправность ( до ремонта лодка была в строю уже 25 лет) или ошибка экипажа.
До коронавируса ежегодно в Хайфе проходила траурная церемония поминовения затонувшей подлодки с участием моряков-подводников и членов семей экипажа.
В музее ВМС Израиля в Хайфе хранится рубка погибшей лодки "Дакар".