Сюжет:
Обладатель пышных усов и пустого кошелька, бывший унтер-офицер французской армии Жорж Дюруа, мечтает стать частью беспечной толпы. Красивый, завистливый, надменный, он сам не подозревает какой эффект производит на французских женщин, но и на самую непостоянную представительницу женского рода - судьбу. Именно она дарит ему случайную встречу с бывшим сослуживцем Форестье, который финансирует его продвижение в журналистике. Не имея прикладных талантов, Дюруа доказывает, что для успеха не это самое главное в жизни, а правильное соотношение хватки, умения приспосабливаться плюс безграничное обаяние. Счастливый конец книге обеспечен.
Действующие лица:
Жорж Дюруа (в последствии Дю Руа) и его женщины: 1) Клотильда де Мартель; 2) Мадлена Форестье; 3) Вирджиния Вальтер; 4) Сюзанна Вальтер; Форестье, сослуживец Дю Руа, журналист; Вальтер, издатель "Ви Франсез"; граф де Водрек; министр Ларош-Мартье
Время действия:
Конец 1870-х, кульминация романа - 1881-1882 гг., захват Марокко французской армией
Место действия:
Париж
Конфликт:
Деньги, или как построить карьеру через постель
Цитата:
"Можно сохранить формы - статуи, слепки, воспроизводящие данный предмет, - но моё тело, моё лицо, мои мысли, мои желания никогда не возродятся. Правда, появятся миллионы, миллиарды существ, у которых на нескольких квадратных сантиметрах будут также расположены нос, глаза, лоб, щёки, рот, у которых будет такая же душа, как у меня, но "Я" не вернусь, и ничто из моего существа не появится вновь в этих бесчисленных и различных творениях, бесконечно различных, несмотря на их относительное сходство."
ИМХО:
Есть цитата, которая мне понравилась больше: "Ни с чем нельзя сравнить счастье первого пожатия рук, когда одна из них спрашивает: "Вы меня любите?" - а другая отвечает: "Да, я тебя люблю!" Она была бы выбрана мной и звучала более уместно, если бы "Милый друг" был книгой о романтической любви. Но это не так. Не смотря на большое количество любовных сцен, любовных связей Жоржа Дюруа с разными женщинами, начиная с проститутки из "Фоли-Берже" и заканчивая свадьбой с невинной малолеткой, его сердце и рассудок остаются трезвыми и холодными. И отношение это не одностороннее. Женщины также холодны и прагматичны, за исключением госпожи Вальтер, если и устраивают сцены, то быстро остывают, просчитав, какую выгоду они могут получить из своего нынешнего положения.
Из пяти женщин Дюруа больше всех отличилась Мадлена Форестье. Если бы Мопассан был современным писателем, ему бы пришлось усилить роль этой умной женщины в политическом и журналистском обществе мужчин, но для конца XIX века Мадлена остаётся женщиной, которой для реализации своего журналистского таланта приходится выбирать мужское прикрытие. После смерти Форестье, после развода с Дюруа, она продолжает свою деятельность под личиной другого мужчины. Что интересно, Мопассан не критикует двойные стандарты по отношению к женщинам во французском обществе, не сетует, не злословит. Он преподносит эту ситуацию как факт. Как журналист, не заподозренный в симпатиях ни к одной из сторон. Также как и в сцене с поимкой Мадлены в супружеской измене.
Поведение Дюруа, более подпадающее под иллюстрацию женского коварства, выглядит более аморальным, чем незамутнённый никакими оправданиями факт измены Мадлены с министром Ларош-Мартье. И чувство это вызвано не желанием Мопассана быть на стороне женщин, возможно, всё это большое количество чувственных половых отношений, которые автор описывает с большим знанием и жаром, чем карьерный взлёт Жоржа Дюруа на примере его статей или колких высказываний, вся эта внутренняя постельная возня призвана проиллюстрировать такое же аморальное поведение Франции, но уже на внешней политической сцене, от войн в Алжире до захвата Марокко в 1881 году.
Чем наследница огромного состояния отличается от целой, но непросвещённой страны? Наверное, очень многим, но то, что их роднит, делает моё представление о романе более символичным, особенно на фоне современных событий, делает их, не подозревающих о своём единственном богатстве - возможности быть независимыми, главными фигурами в общественной и политической жизни XXI века. И возвращаясь к цитате, которую я выбрала из книги, да, человечество не имеет возможности возрождаться, прожить свою жизнь дважды, и осознание этого факта, что мы смертны, делает каждого человека ценной единицей, без деления на колонии и колонизаторов, жителей стран третьего мира и просвещённых европейцев. Становится ли стыдно тем самым просвещённым европейцам XXI века, когда они на досуге перечитывают собственную классику? Уловили ли они тонкую иронию Мопассана, или это всё мои фантазии? И милый друг - это только единица в лице пышноусого Жоржа Дюруа, а не целая Франция по отношению к своим североафриканским колониям.