Найти в Дзене

Что такое ступени экспозиции или стопы и зачем вообще это нужно знать фотографу

Для тех, кто лучше воспринимает информацию посредством видео и аудио, можно сразу посмотреть видео. Но после все же для закрепления рекомендую прочитать статью.

Статья и урок помогут вам освоить мануальный режим "М" и менять параметры на фотоаппарате осознано, за секунды.

Для начала давайте освежим информацию о том, что такое экспозиция и что влияет на нее.

На экспозицию влияют три параметра: диафрагма, выдержка и чувствительность.

Изменение любого из них ведет к изменению экспозиции.

Ступень экспозиции (1EV) – это изменение количества света в два раза. На количество света, которое попадает на светочувствительный элемент (матрицу), влияют только два параметра: диафрагма и выдержка.

Мы помним, что на экспозицию также влияет параметр ISO (чувствительность). Увеличение ISO приводит к увеличению чувствительности матрицы к свету. Это как крем от загара, солнца столько же, а чувствительность кожи к нему разная.

К сожалению, чем выше
ISO, тем ниже качество изображения. На фото может появиться цифровой шум.

Кажется, что все запутано. Но на самом деле все не так сложно.

Для удобства все три параметра привели к одному знаменателю. В настройках фотоаппарата можно менять ступени экспозиции, изменяя любой из трех параметров.

Ступень экспозиции по-простому называют «стоп».

Когда фотографы увеличивают экспозицию на одну ступень, они говорят: увеличил экспозицию на один «стоп» или сделал кадр светлее на один «стоп» или, например, открыл диафрагму на одну «ступень».

Разберемся с диафрагмой.

У нее цифры, соответствующие «стопам», не линейные. Их следует запомнить. Это вам очень сильно поможет в дальнейшем.

Вот ряд диафрагменных чисел:

F1.4 - F2 - f2.8 - F4 - F5.6 - F8 - F11 - F16 - F22

М
ежду ними по одному “стопу” экспозиции.

Закрывая диафрагму от значения f1.4 до значения f2, мы уменьшаем количество света, которое проходит сквозь объектив и попадает на матрицу в два раза.

В фотоаппаратах значения диафрагмы меняются третями от одного “стопа”. Например, между f1.4 и f2 есть по два промежуточных значения: f1.6 и f1.8.

F1.4 - f1.6 - f1.8 - F2 - f2.2 - f2.5 - F2.8 - f3.2 - f3.5 - F4 - f4.5 - f5 - F5.6

Между f1.4 и f2 один “стоп”

Между f1.6 и f2.2 тоже один “стоп”

Между f3.5 и f5 тоже одна ступень

Изменив значение диафрагмы со значения f3.5 до значения f5, мы уменьшаем количество света в два раза

Получается, чтобы изменить количество света в два раза, нужно на колесике управления диафрагмой сделать три щелчка.

Имеем F1.4 делаем щелчок, получаем f1.6, делаем еще щелчок f1.8 делаем еще один щелчок и получаем F2. Таким образом мы уменьшили количества света в два раза. Иначе можно сказать, что мы уменьшили экспозицию на одну ступень.

Чем меньше диафрагменное число, тем меньшая в кадре глубина резкости (ГРИП) и наоборот, чем число больше, тем больше ГРИП.

Теперь давайте перейдем ко второму параметру, который влияет на количество света, к выдержке.

С ней все проще. Увеличивая или уменьшая выдержку в два раза мы увеличиваем или уменьшаем количество света в два раза, а следовательно и экспозицию на одну ступень.

Вот часть возможных выдержек:

1/30 – 1/40 – 1/50 – 1/60 – 1/80 – 1/100 – 1/125 – 1/160 – 1/200 – 1/250 – 1/320 – 1/400 - 1/500

Между
1/30 и 1/60 одна ступень, между 1/40 и 1/80 тоже одна ступень.

C чувствительностью так же, с той лишь разницей, что ее изменение не влияет на количество света. Но влияет на экспозицию. Увеличение чувствительности в два раза, увеличивает экспозицию на одну ступень и наоборот.

Для примера несколько возможных значений чувствительности.

ISO 200 – 250 – 320 – 400 – 500 – 640 – 800 – 1000 – 1250 – 1600 и т.д.

Между значениями iso 200 и iso 400 одна стeпень экспозиции

Между значениями iso 250 и iso 500 одна стeпень экспозиции

Стоит помнить, что при увеличении чувствительности ухудшается качество изображения.

На фотографии появляются “шумы”. Я сейчас не буду подробно останавливаться этом и прилагать примеры того, как именно портится картинка.

А теперь давайте разберемся зачем все это нужно фотографам знать и как это может нам помочь при съемке.

Есть два варианта, когда алгоритм действий будет отличаться.

Первый – это студийная съемка с импульсным светом. Портретная или предметная не важно.

Как правило, в студии снимают при минимально возможном ИСО. Это 100 или 200, в зависимости от модели камеры.

Выдержка тоже постоянная, в большинстве случаев 1/125 секунды.

Управление экспозицией осуществляется только за счет изменения мощности источников света и диафрагмы.

Допустим мы снимаем в студии со значением диафрагмы F5.6. Смотрим на результат. По экспозиции все отлично, а вот глубины резкости явно не хватает. Чтобы увеличить ГРИП, закрываем диафрагму на две ступени до F11 (два «стопа»). Чтобы получить ту же экспозицию, нам надо увеличить мощность всех приборов в 4 раза (в два раза, а после еще раз в два, итого в четыре). Не нужно тратить время и подбирать заново мощность каждого прибора в отдельности.

Те, кто снимает с генераторным светом знают, что на генераторах чаще всего указываются в качестве единиц измерения мощности именно ступени экспозиции.

Второй вариант – снимаем на улице. Допустим мы снимали статичный портрет при следующих параметрах:

F4
ISO400
Выдержка 1/125 секунды

Потом, допустим, попросили модель попрыгать. На фотографии при съемке в движении на выдержке 1/125 получается смаз.

Чтобы избежать смаза, уменьшаем выдержку на две ступени до 1/500 секунды. Кадр становится темным.

Чтобы получить ту же экспозицию, можно увеличить чувствительность на две ступени до значения 1600. Но на некоторых моделях камер – это уже придельное значение, при которых картинка заметно теряет в качестве. Поэтому можно увеличить на одну ступень чувствительность, а вторую ступень компенсировать за счет диафрагмы, открыв ее на один «стоп».

Получим следующие значения:

F2.8
ISO800
Выдержка 1/500 секунды

Экспозиция и для этих и для предыдущих значений будет одинаковой!

Делается это за секунды. Помните про три щелчка на одну ступень экспозиции? Они работают и для диафрагмы, и для выдержки и для чувствительности.

Все это идеально работает в мануальном режиме “М”.

Когда фотограф только начинает свой путь, ему не до этих цифр и подсчетов. Но поверьте! Стоит вам несколько дней потренироваться менять таким образом параметры и вы станете делать это не задумываясь! Это как езда на велосипеде или на автомобиле. Поначалу кажется сложно, а потом приходит автоматизм.

Что это дает кроме скорости при съемке? Это дает возможность обрабатывать один снимок и копировать настройки на всю серию фотографий, снятых при одной экспозиции. Согласитесь, оно того стоит!

И вот вам задачка для закрепления материала:

У вас были следующие параметры:

Диафрагма F5.0
ISO 320
Выдержка
1/30 секунды

Нам по каким-то причинам понадобилось установить выдержку 1/125 секунды, а ISO200 единиц. До какого значения нужно открыть диафрагму, чтобы получить то же значение экспозиции?

Ответ пишите в комментариях.

Если было интересно и полезно ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Это поможет развитию канала, да и просто приятно автору ;)