25 июля Банк России опубликовал результаты очередного мониторинга предприятий и привел данные по Индикатору бизнес-климата (ИБК) на июнь 2022 г.. (См. http://www.cbr.ru/dkp/mp/). Опрос проводился 1-18 июля.
ИБК отражает фактические и ожидаемые изменения в сфере производства и спроса, определяемые на основе оценок предприятий. Показатели за предыдущие периоды отражаются на основе полных данных с учетом анкет, поступивших после подготовки оперативной информации. Ожидания представляют собой оценки предприятий относительно динамики показателей в ближайшие три месяца.
Приводим краткую сводку характеристик ИБК за апрель-июнь.
Впервые с февраля ИБК в июне вернулся в положительную область – в июне он вырос до 0,4 пункта (против -1,5 пункта в мае).
На фоне продолжающейся адаптации предприятий к новым экономическим условиям оценки текущих условий стали менее негативными. Ожидания компаний на ближайшие три месяца улучшились.
Оценки текущего делового климатаулучшаются второй месяц подряд. Сжатие спроса замедлилось, в производстве продолжается подстройка компаний к новым экономическим условиям.
Ожидания бизнеса сохранили позитивный характер. Несмотря на существенные санкционные ограничения, компании ожидают дальнейшего восстановления спроса и объемов выпуска продукции с учетом освоения новых рынков.
Ценовые ожидания бизнеса продолжали снижаться, вернувшись к уровням конца 2020 года. В обрабатывающей промышленности, выпускающей промежуточные товары, они опустились до многолетнего минимума конца 2019 года.
По отдельным секторам и отраслям экономики ситуация следующая:
Наиболее уверенное улучшение текущих условий ведения бизнеса отметили предприятия добычи полезных ископаемых. В значительной мере они связывают это с возможностью перенаправить экспорт российских энергоносителей с европейского рынка в другие страны.
Ожидания компаний продолжили улучшаться, особенно заметно в оптовой торговле в условиях укрепления рубля и разрешения параллельного импорта. У предприятий, торгующих автотранспортными средствами, перечисленные выше факторы, а также рост предложения китайских автомобилей способствовали некоторому улучшению ситуации с продажами.
В большинстве отраслей отмечалось дальнейшее замедление спада производства. Продолжился поиск альтернативных поставщиков и новых заказчиков, идет активная перестройка логистических цепочек. Исключение – транспортировка и хранение, где ситуация остается сложной. Здесь негативно влияют нарушение логистики, затруднение трансграничного перемещения грузов, приостановка поставок, а также рост себестоимости перевозок.
Ожидания компаний в сфере производства улучшались четвертый месяц подряд. Заметно вырос оптимизм у предприятий обрабатывающей промышленности, прежде всего среди производителей потребительских и инвестиционных товаров, а также у торговых и строительных компаний.
Сжатие спроса продолжало замедляться. Наиболее заметно это проявилось у промышленных предприятий на фоне освоения ими альтернативных рынков сбыта и в строительстве под влиянием расширения мер государственной поддержки.
Негативные оценки сохранялись в сегменте торговли автотранспортными средствами, где сокращение спроса отмечалось каждым третьим респондентом. В значительной мере это связано с ценовой конъюнктурой на рынке автомобилей, средние цены на которые после всплеска в марте этого года зафиксировались на уровне многолетних максимумов в условиях существенного сокращения предложения.
В сельском хозяйстве спрос увеличился в меньшей степени, чем месяцем ранее.
Ожидания предприятий по спросу сохранили позитивный тренд. Их улучшение зафиксировано во всех укрупненных видах деятельности. Наибольший оптимизм сохраняют аграрии на фоне ожидания рекордного урожая зерновых и зернобобовых культур.
В транспортировке и хранении, а также торговле автотранспортными средствами оценки, несмотря на их некоторое улучшение, в целом пока пессимистичны.
В добыче полезных ископаемых ожидаемое расширение спроса связано с переориентацией поставок на азиатские рынки.
В июне продолжилось замедление роста издержек производства, важным фактором которого стало укрепление рубля. В результате более сдержанного роста затрат в большинстве отраслей, слабого спроса и действующих экспортных ограничений текущие цены на готовую продукцию (услуги) также росли менее интенсивно.
Замедление роста издержек стало в июне главным фактором некоторого ослабления инфляции.
Ценовые ожидания предприятий снижались четвертый месяц подряд, это было характерно практически для всех видов деятельности. Ценовые ожидания в целом вернулись к уровню конца 2020 года, однако они еще выше значений 2017–2019 гг., когда инфляция была около 4%.
Наиболее высокие ценовые ожидания сохраняются в розничной торговле. Несмотря на снижение, их уровень практически вдвое выше, чем в целом по экономике. Очевидно, это обусловлено сохраняющимися ограничениями со стороны предложения импортных товаров, а также сложностями быстрого замещения поставок выбывших товарных позиций.
В обрабатывающей промышленности, выпускающей промежуточную продукцию, ценовые ожидания опустились до многолетнего минимума конца 2019 года.
Какие выводы можно сделать на основании приведенных изменений ИБК в июне?
По всей вероятности, в экономике начала формироваться «положительная инерция». В психологическом настрое руководителей бизнеса происходит постепенный разворот в сторону некоторого оптимизма. Этот оптимизм пока еще очень маленький, очень осторожный, но он уже налицо.
Такая психологическая ситуация характерна для того, что можно назвать «начальным периодом подготовки к выходу из кризиса». Особенность этого периода в том, что положительные ожидания и оценки здесь очень хрупкие, и могут быть подвержены резким изменениям в сторону негатива. Вероятность ухудшения ожиданий в это время все еще выше вероятности их улучшения.
В этот период начинается поиск решений по принципу «не так страшен черт, как его малюют». Эта старинная поговорка очень подходит к текущему состоянию лиц, принимающих решения. Полной, математической уверенности в успехе на этом этапе еще нет, но все больше возрастает желание попробовать тот или иной подход, способ или путь решения проблем. Идут обсуждения всевозможных вариантов действий, ощущение безнадежности и неуверенности остается позади.
Начальный период подготовки к выходу из кризиса можно будет считать пройденным только тогда, когда позитивные ожидания приведут к образованию более или менее прочного фундамента для принятия инвестиционных решений. Скажем откровенно, до этого состояния нашей экономике еще далеко. Инвестиционный кризис все еще продолжается.
Будем с интересом ждать публикации ИБК за июль.
www.torr.ru
■