В послужном списке народного артиста СССР полным-полно славных ролей.
Что в театре, что в кино. Пожалуй, его визитная карточка--достойнейшая работа в советском "блокбастере", пускай размер его бюджета и не ахти какой, "Свадьба в Малиновке". Хотя, поди, мало кому известно, что на артистическую стезю он решил ступить с подачи собственной жены - Надежды Ляшенко, которая являлась единственной хозяйкой сердца Самойлова, его путеводной звездой.
Более 50 лет они шли по жизни бок о бок, были вместе и в радостях, и в горестях, а когда судьба испытывала их на прочность - их неугасимая любовь давала им силы преодолевать все, не охладевая друг к другу.
А их знакомство произошло в 1945 году, году грандиозной и колоссальной Победы в городе-жемчужине у моря Одессе. Он только что демобилизовался, она постигает основы артистического искусства в театральном училище. Надежда была до такой степени обаятельной и искромётной, что молодой человек моментально понял, что это его судьба.
Отбоя от ухажёров у миловидной и женственной студентки не было, однако, упрямый и горячий Владимир смог обойти на вираже всех конкурентов и стать для молодой особы одним-единственным. А ведь если бы не она, он, может, никогда и не пошел по артистической стезе. Надя буквально категорически заявила: коли Владимир желает добиться её благорасположения, ему нужно составить ей компанию в Одесском театральном училище, пусть между ними и будет расстояние в несколько курсов.
Между тем, искусство Самойлова мало привлекало, техника, физика и математика ему были милее, однако во имя их страстных чувств он пошел навстречу любимой, окончив вожделенное учебное заведение чуть ли не с отличием.
Свадьба Володи и Нади отнюдь не поражала воображение присутствовавших на ней великолепием и размахом, зато нагулялся, напелся и наплясался народ всласть.
Денег, вырученных папашей невесты от продажи роскошных кованых ворот с его подворья, на более-менее сносную закуску и выпивку хватило.
Между тем, к сцене Одесского русского драматического театра ребята начали привыкать уже со студенческой скамьи. Сама же Надежда впоследствии и подавно в данном храме искусств была на ключевых ролях.
Как-то Самойлова приглянулась какому-то деятелю из Кемеровского театра драмы, бывшему в Одессе проездом, и приглашение артистке влиться в труппу конкурентов последовало незамедлительно. Не знаю, по каким причинам супруги предпочли холодную Сибирь городу у теплого моря, но как бы то ни было вскоре они обживались в славном Кемерове. А не в Кемерово, простите. 1952 стал годом появления на свет их наследника Саши, впоследствии пошедшего по родительским стопам.
Следующим пунктом кочевой артистической жизни семьи стал живописный Горький, где на сцене местного театра Владимир поистине заблистал.
И что тут удивительного в том, что в мире отечественного кинематографа заговорили о подлинном самородке. Мало-помалу предложения от постановщиков посыпались на актера как из рога изобилия. Да и немудрено--Владимир бесподобно мастерски создавал экранные образы как коммунистов-ленинцев до мозга костей и всякого рода передовиков-ударников, так и бандитских главарей и вредителей-диверсантов.
Между тем, как я уже сказал, поистине всесоюзную славу блестящему Самойлову принес отменно сыгранный им веселый красный командир Назар Дума из музыкальной ленты Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке», вышедшей в1968 году. В 1978 году актер принял участие в мощной, если не сказать, эпохальной работе Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада», в котором несравненное исполнение им роли Афанасия Устюжанина восхищает донельзя.
Исключительная психологическая глубина исходит от образа Савинкова из ленты «Крах». Артистическому дару было в чем проявить себя: персонаж Самойлова был адептом насилия, мыслителем и ярым врагом диктатуры пролетариата. Владимиру удалось изобразить в Савинкове бьющую ключом сокровенную жизнь человека, находившегося на переломе эпох.
Но, простите, я отвлекся, нарушил хронологию и потому возвращаюсь к последовательным вехам непростого пути артиста.
Как-то раз его, находящегося с вышеназванным театром на каком-то фестивале в Москве, позвал работать к себе главреж театра Маяковского Андрей Гончаров. И как можно было отказаться от такого выгодного предложения?
Ничтоже сумняшеся верная Надежда последовала за спутником жизни, даже прекрасно отдавая себе отчёт в том, что в Первопрестольной лично ей в творческом плане ничего значительного светить не будет. Главное, что их сердца бились в унисон, с супругом они смотрели в одном направлении, и оттого значимость переезда буквально в сосредоточие искусств именно для супруга тут стояла на первом месте.
В 1968 году знаменательное событие состоялось, и сцена вышеуказанного храма искусств с тех пор стала для актера родной почти до дней его последних донца. В то же время в том же театре начала служить и Надежда, однако, не в пример спутнику жизни, на сцене она не являлась ни первым, ни вторым и даже не третьим номером. Но это ни в коей мере не беспокоило актрису, да и о ревности к успехам мужа и речи не шло, семья стала основным делом женщины, и уют, забота и комфорт превращали их дом в настоящий рай земной, где супруг и наследник Нади, также представитель артистического цеха, поистине подзаряжались для эффективной творческой работы.
При этом, не могу не заметить, что хотя ни единого укора от любви всей своей жизни Самойлов ни разу не услышал, самому ему часто было не по себе, и он то и дело чуть ли не на коленях просил прощения у супруги за ее ушедшую коту под хвост карьеру.
Когда же их жизнь омрачило страшное известие - об обнаружении у Нади злокачественного образования в мозгу--актер буквально из кожи лез, дабы победить непобедимое. Как это не горько, пока не победимое. Оперативное вмешательство, вроде бы, положение страдалицы улучшило, хотя эскулапы и предвидели значительное ослабление когнитивных способностей Надежды Федоровны в ближайшем будущем. А тут еще главреж храма искусств попросил находящуюся в возрасте артистку на выход, несмотря на то, что она была еще вполне себе трудоспособной.
Яки лев супруг бросился на защиту родного человечка от происков сурового, хотя и не сказать, что злого Гончарова, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что осознание нужности труппе очень бы помогло его любимой в её незавидном положении. Однако, кавалер ордена Ленина и Герой Соцтруда к мольбам Самойлова, увы и ах, не снизошёл.
И что бы вы думали, донельзя уязвленный артист увольняется по собственному желанию из театра, которому отдал большую и значимую часть собственной души.
Замечу, что по сравнению с целым рядом коллег-актеров Самойлов и после того, как великий и могучий Союз приказал долго жить, вполне был востребован. Жена, конечно, получала пенсию, но в годы зарождающегося российского капитализма её лечение требовало денег, да ещё каких. Немудрено, что Владимир Яковлевич буквально разрывался между павильонами киностудий и сценой, теперь уже Московского театра имени Гоголя. А сами подумайте, как это всё отдается на пламенном моторе 75-летнего человека? Ну вот он и не выдержал, заглох, прямо во время во время репетиции мастером сложнейшей, на мой взгляд, роли короля Лира в одноименной трагедии У. Шекспира.
Супруге же артиста после этого Господь дозволил побыть на белом свете еще лишь 61 день. Он смилостивился и вновь соединил их. Теперь уже в пажитях своих небесных.
Благодарю за внимание.
Ставьте лайки, подписывайтесь, осень не за горами, будет что почитать темными дождливыми с пронизывающим ветром вечерами. Не в телек же с тупым мылом пялиться.