Найти тему
Абзац

Стучит моя «Волга»: почему советские марки автомобилей лучше не возрождать

Бренд «Волга» умирал долго, в отличие от самого автомобиля. ГАЗ 24-10 – гордость и визитка советского автопрома эпохи развитого социализма – тихо скончался ровно 30 лет назад, в июле 1992 года, уйдя в небытие с ленты остановившегося конвейера следом за породившей его страной. В новой стране и в новых условиях «Волге» уже не было никакого смысла жить.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: ТАСС / Артем Геодакян
Фото: ТАСС / Артем Геодакян

Эх, что это было за время! Сначала в 1956 году появился ГАЗ-21 с оленем на капоте, выглядевший дико буржуазно, роскошно, словно какой-нибудь американский «Бьюик» или «Шевроле», съехавший прямиком с голливудских экранов. Собственно, первая советская «Волга» и была копией Chevrolet 210 – передового по тем временам автомобиля. Затем Хрущёв, поклявшийся догнать и перегнать Америку, приказал разработать ещё более современный автомобиль, чтобы заменить устаревшие «Победы» и «Чайки» для руководящих товарищей. Не прошло и десяти лет, как новая модель была утверждена и пошла в серию.

С тех пор ГАЗ-24 был самым узнаваемым авто. В СССР – недоступной мечтой. Розничная цена нового ГАЗа составляла 9 тысяч рублей, в два раза выше «Жигулей». А «Волга» с радиоприёмником и форсированным движком, позволявшим набирать сотню за 18 секунд, стоила 12 тысяч. Спекулянты и «деловары» из южных республик предлагали за неё 40–50 тысяч. В пересчёте на нынешние деньги цена даже не «Майбаха», а личного самолёта.

Но как только в страну хлынули подержанные иномарки, «Волга» из королевы бала превратилась в зачуханную Золушку – машину для таксистов и провинциальных мелких чиновников. В таком качестве ей было невыносимо жить, поэтому все многолетние усилия завода по перезапуску «Волги» и сохранению бренда оказались бессмысленными.

Бессмысленными окажутся и нынешние попытки возродить советские бренды типа «Москвича», «Волги» и «Победы» в рамках принудительного замещения ушедших из России иностранных автоконцернов. Никакие инвестиции не в силах преодолеть три родовые травмы советского автопрома.

Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац
Фото: Дмитрий Дубинский / Абзац

Во-первых, завышенная цена, процесс формирования которой не может объяснить решительно никто. «Рено-Логан» при всех непомерных налогах в Евросоюзе всё равно стоит в два раза дешевле, чем российская «Гранта», и почему дело обстоит так, никому не известно.

Во-вторых, кондовый дизайн, который обесценивает все технические достоинства автомобиля. Говорят, когда группа конструкторов предложила Хрущёву на выбор шесть вариантов различных кузовов, тот выматерился и предложил не выдрючиваться, а скопировать Ford Falcon 1962 года выпуска – всё-таки Никита Сергеевич знал толк в машинах.

Наконец следствием высоких цен является желание производителя экономить буквально на всём, поэтому конечный продукт помимо плохой внешности обладает ещё и отвратительным качеством. Двери в автомобиле либо не открываются, либо не закрываются, подушек безопасности нет или они не работают, электрика работает, но на честном слове, а внутри всегда что-то дребезжит.

Наверное, поэтому пришла пора отказаться от попыток возрождения достижений советского автопрома. И взять на вооружение славные традиции российского танкостроения. В частности, именно русские танкостроители догадались не мучить конструкторам мозги, а создать универсальную танковую платформу «Армата», которую можно превратить во что угодно. Хочешь – ставь башню с пушкой, и будет танк, а хочешь – будет БМП. Или вообще трактор-тягач.

Этот практичный метод следует внедрить и в автопроме – делать единую универсальную платформу для всех легковых автомобилей. И готовые наборы для дизайна по принципу конструктора «Лего». Вот тебе летом кабриолет, который зимой превращается в джип-кроссовер.

И пусть с подушками безопасности у нас по-прежнему будет не ахти, зато в смысле крепости и бронебойности нашим авто не будет равных.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.