«Действительность, преломленная сквозь призму темперамента художника»
Эмиль Золя о натурализме
Казалось бы, каждое литературное направление имеет свои черты, и совсем не сложно отличить их друг от друга. Все развивалось в определенный отрезок времени и впоследствии модернизировалось, приобретая новые краски. Был реализм, а стал натурализм. В чем разница? Скорее всего, общих черт окажется гораздо больше, нежели различий.
Реализм («realis» в переводе с лат. "реальный" )- направление, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности посредством типизации.
Натурализм ("naturalisme" с фран., "natura" в переводе с лат. "природа") - это литературное движение, начавшееся в конце девятнадцатого века, похожее на реализм в своем неприятии романтизма, но отличающееся тем, что оно принимает детерминизм, отстраненность, научный объективизм и социальный комментарий.
Натурализм - это более конкретное описание чего-либо, и совершенно неважно чего именно: это может быть описание как внутреннего, так и внешнего. Если непосредственно прочитать натуралистический роман,то вряд будет заметна разница между реалистическим, хотя для восприятия это будет гораздо сложнее.
Основные различия между этими двумя направлениями можно выделить такие:
Реализм -
1. Принципы историзма в основе художественного изображения действительности
2. Дух эпохи передан прототипами
3. Герои - общечеловеческие типы
4. Характеры героев даны в развитии,они многоплановы
5. Живой, разговорчивый язык
Натурализм -
1. Стремление к внешне точному изображению действительности
2. Объективное, точное, бесстрашное изображение реальности и человеческого характера
3. Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики
4. Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для обсуждения
5. Бессюжетность некоторых произведений
Теории уже вполне достаточно, чтобы перейти в частности к анализу произведений одного из основоположников натурализма - Ги Де Мопассана .
В интернете не сложно найти информацию о новелле "Пышка", "Ожерелье" и т.д. , потому что это, действительно, достойно внимания читателя. Однако дано уже намного меньше информации про его большие романы.
Говоря о романе "Жизнь", стоит отметить, что работы Мопассана во многом относят к социально-психологической линии критического реализма. Действительно, и сюжет, и подробное описание женской судьбы вполне реалистичны. Нет сомнения, что роман - никакая не фантазия, а вполне обычное описание быта. Но надо также обратить внимание на слог автора: как детально описаны и пейзажи, и внешний вид героев, и их взаимоотношения, и чувства. Здесь уже, несомненно, прослеживается натурализм (обратите на первый пункт выше).
Но тут у нее началась такая страшная боль, такая жестокая схватка, что она подумала:"Сейчас я умру. Умираю!"
Душу ее наполнило яростное возмущение, потребность кощунствовать и неистовая ненависть к мужчине, погубившему ее, и к неведомому ребенку, убивавшему ее.
Она напряглась в отчаянном усилии избавиться от этого бремени. И вдруг ей показалось, что живот ее опустел, и сразу же стихла боль.
Сиделка и врач наклонились над ней и мяли ее. Потом они вынули что-то; и вскоре приглушенный звук, уже слышанный ею, заставил ее вздрогнуть; этот жалобный плач, этот кошачий писк новорожденного вошел ей в душу, в сердце, во все ее больное, измученное тело; и бессознательным движением она попыталась протянуть руки.
Насколько детально описано появление человека на свет и отношение ко всему происходящему самой роженицы. В этом и заключается все мастерство французского писателя: мужчина дал такое четкое представление об явлении своему читателю, что нам остается только восхищаться. Здесь и наблюдается сплетение двух направлений - автор сгущает краски в повествовании, наделяя жизни своих героев постоянными проблемами, что позволяет нам отнести произведение к реализму, но также все конкретно-точное, до мельчайших подробностей описание (начиная с влюбленности главной героини и заканчивая смертями каждого из ее близких) позволяет упомянуть и натурализм (третий пункт).
Затрагивая роман "Милый друг" нельзя не сказать о том, что главный герой Жорж Дюруа прельщает своим обаянием и находчивостью и всех дам Парижа, и читателей. Нам он совершенно не симпатизирует. Дюруа использует абсолютно всех знакомых в своих корыстных целях, пренебрегает гуманностью, ему наплевать на чувства других, он идет по головам вплоть до последней страницы книги. Характер героя находится в развитии, но идет по убывающей: с каждым новым успехом, он становится еще более жестоким. Перед нами изображение искажающегося реализма, "бесстрашное изображение реальности и человеческого характера" (второй пункт).
Говоря конкретно именно о всем творчестве Ги Де Мопассана, мне кажется, было бы неправильным разделять два направления, реализм и натурализм, потому что тогда искажается смысл всех произведений писателя. Это все-таки одно целое. Натурализм сам по себе - это, несомненно, самостоятельное направление, но вспоминать при этом Мопассана, как явление чистого натурализма не стоит.
Мопассан - это нечто большее.