Эта статья возникла совершенно внезапно, благодаря моему подписчику, который подкинул мне источники вдохновения мэтра. Спасибо большое!
Раймонд Паулс -- весьма известный композитор из Латвии, писавший песни для эстрады, кино и балета. Его влияние сложно умалить, но, тем не менее, даже этому талантливому человеку заимствования не были чужды. Недавно у меня закрылось ощущение, что некоторые "заимствования" возникают не из злого умысла: автор услышал прекрасную песню, она осталась где-то в голове, а потом, во время сочинения собственной, мелодия всплыла откуда-то из подсознания и стала восприниматься, как своя. В этом случае, действует известное выражение "горе от ума", когда наслушенность настолько колоссальная, что она скорее мешает, нежели помогает. Но это лишь предположение. По факту, если брать некоторых, уже пойманных нами на заимствованиях композиторах, там, зачастую, такое наглое "сдирание", что никаких вопросов не остается. Оправдание "я не специально, ведь в музыке всего-то семь нот" никак не сработает. Если бы сольфеджио являлось безумно простым, им бы владели абсолютно все на великолепном уровне. Однако, нотную грамоту продолжают изучать даже после музыкальной школы. Что касается того же Паулса -- этот человек имеет классическое музыкальное образование, занимаясь музыкой с раннего детства. С профессионалов и спрос больше.
Вот список безумно похожих песен (явных заимствований):
Daliah Levi `Liebeslied jener Sommernacht` -- "Полюбите пианиста" (В.Леонтьев)
Dalida `Voila pourquoi je chante` -- "Любовь настала" (Р.Рымбаева)
Т. Шмыга "Фиалка Монмартра: Карамболина" -- "Кабаре" (В.Леонтьев)
Мишель Легран "Шербургские зонтики" -- Alja Kukule `Juntarpins`
Анна Герман "Не спеши" -- Яак Йоала "Подберу музыку"
Julia Juice `Summer fly` -- "Маэстро" (А.Пугачёва)
Д. Шостакович "Вальс №2" -- "Зеленый свет" (В.Леонтьев)
Хулио Иглесиас "Иногда ты, иногда я" -- "Вернисаж" (В.Леонтьев и Л.Вайкуле)
Abba `Fernando` -- "Без меня тебе, любимый мой" (А.Пугачёва)
Michael Franks `Antonio`s song` -- "Я за тебя молюсь" (Л.Вайкуле): для припева Лаймы взят проигрыш
Bad boys blue `Hot girls - bad boys` -- Карусель (В.Леонтьев)
Впрочем, Паулс не единственный советский композитор, вдохновлявшийся западными мелодиями. Вот еще интересная статья на тему.
Хотя я "щажу стариков и детей", хочется напомнить моим дорогим товарищам другую интересную вещь -- наш дорогой дедушка Раймонд даже ни то, чтобы нас не любит, а долгие годы боролся со всем русским в стране, параллельно встречаясь в Юрмале с русскоязычными коллегами, мило им улыбавшись. Практически все 90е годы, занимая пост министра культуры Латвии и позже советника министра культуры Латвии, композитор боролся с русскими режиссерами, театрами, запретил к показу советские фильмы, посодействовал исчезновению музеев, связанных с ВОВ. Выкашивал российскую и советскую культуру, как только мог, хотя стал известным и любимым автором именно для советского зрителя. Ну и, в довершение всего, в 2019 году, перестав терпеть переполняющие его чувства, назвал российских поклонников навязчивыми.
В связи с этим интересует следующее: каким образом, композитор вообще остался рукопожатным? Мы люди умные, песни не отменяем -- пускай играют. Но почему все общаются с Паулсом, как ни в чем не бывало?
Впрочем, дедушка Раймонд -- человек, пытающийся усидеть на двух стульях. Год назад он дал интервью, в котором сказал, что смотрит московские каналы и ностальгирует по России, получил в СССР блестящее образование и не имеет ничего против Советского прошлого.
Печально смотреть на старых тигров, растерявших силу, возможно, о чем-то жалеющих в конце жизни. Вроде, был любим публикой, получил образование, славу -- вот чего не хватало? Печальная история, неприятная. Что думаете на этот счет?