Уличное искусство уже давно интересно людям, не включенным в граффити-культуру, а стрит-артисты всё чаще создают работы для широкой аудитории. Фестивали стрит-арта подтверждают это, ведь благодаря им местные сообщества собираются вместе и создают искусство, на которое может посмотреть каждый. Фестиваль «Место» — не исключение. Почему он так важен для Нижнего Новгорода? Какие работы создали художники в этом году? Об этом и многом другом — в нашем материале.
В июне 2022 года в Нижнем Новгороде прошёл 6-ой фестиваль уличного искусства «Место». В нём участвовали только местные художники — в отличие от прошлого года, собравшего стрит-артистов из разных стран. Если в предыдущем году внимание уделяли масштабным муралам, то в этот раз участники сделали ставку на детализированные работы, спрятанные в закоулках города и незаметно меняющие его объекты. Ко многим из них зрители должны были присмотреться, чтобы обнаружить. В качестве подсказок организаторы опубликовали адреса, около которых стоит внимательнее искать.
Основой публичной программы стали экскурсии по произведениям уличного искусства — автобусные, пешие, велосипедные, а также визиты в мастерские художников. Мероприятия начались не в дни фестиваля, 16-19 июня, а гораздо раньше: уже в апреле создатели показали документальный фильм «Место’21» в лофт-пространстве «Кинофактура», а в мае зрители смогли увидеть «Энциклопедию уличного искусства Нижнего Новгорода (1980-2020)» и приобрести её на презентации. Выпуск полноценной книги по стрит-арту города утверждает Нижний Новгород в качестве одного из значимых центров российского нелегального искусства, которыми традиционно считались Москва и Петербург.
Проект по популяризации и поддержке уличного искусства продолжает жить и вне формата фестиваля. Те, кто не попал на экскурсии, могут это сделать и сейчас: в июле и августе их продолжат проводить. Если не хочется ходить с группой, то можно пройти маршруты самостоятельно — организатор фестиваля и уличный художник Никита Nomerz, а также Влад Борисов и Даниела Мол-Оглы разработали онлайн-гид Spot Bot по стрит-арту Нижнего Новгорода с тремя маршрутами на выбор. В каждом из них указано время прохождения, точки с работами и описание к ним, социальные сети художников, чтобы пользователь, если его заинтересует работа, смог поближе познакомиться с творчеством её автора.
События фестиваля
16 июня в рамках фестиваля прошёл Graffiti Jam «Чертовщина x Место» — мероприятие, в ходе которого местные граффити-райтеры вместе создавали масштабную работу. Для совместного действия выбрали холл-оф-фейм — полузаброшенное пространство, адрес которого изначально в анонсах не называли. Хотя каждый граффити-райтер работал поодиночке, многие элементы пересекались друг с другом, вписываясь в общую композицию и ритмически соотносясь между собой.
Ещё одним коллективным событием стала расклейка постеров — «Poster jam». К мероприятию могли присоединиться и те, кто ещё официально не стал художником, но хотел бы утвердить себя в качестве творца, сделав своё искусство частью городской среды.
Во время фестиваля художники открыли выставку «Совместимость». На ней они представили работы, созданные для галереи, но с использованием уличных техник и сюжетов. Посетители могли увидеть живописные работы, выполненные с помощью различных граффити-шрифтов, а также инсталляции, в которых авторы использовали материалы с улиц.
Хотя на фестивале сделали акцент на нелегальном уличном искусстве, были места, монетизирующие стрит-арт и позволяющие граффити-райтерам заработать, а зрителям — спонсировать понравившегося автора. Для заинтересованных в коллекционировании посетителей организаторы провели арт-маркет, во время которого художники продавали свои произведения, зины, открытки.
В библиотеке «Партнерского материала» прошла выставка печатных изданий, связанных с уличным искусством Нижнего Новгорода. По вечерам там проходили лекции с художниками и специалистами. Они касались тем, связанных с необходимостью изучать стрит-арт, локальным уличным искусством, коллекционированием.
Голуби, разрушенный дом и русская природа
Во время фестиваля уличный художник Lev Kise создал работу «Высвобождение» на одном из деревянных домов (организация Meta, а также её продукт Instagram, на который мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ. — ред.). Голуби в наклеенных на стену окнах с имитацией тюремных прутьев — метафора экономического кризиса, при котором рабочие места сокращаются. Ветхость дома противоположна энергичному полёта птиц, которые рано или поздно улетят с насиженных мест, оставляя их заброшенными и лишёнными жизни. Сами материалы, используемые в работе, усиливают энергичность птиц: они покрыты краской, которая светится при вспышке ночью, оставляя яркие белые пятна в темноте.
Художник Алексей Старков работает с памятью и историей места, часто создавая произведения, взаимодействующие с архитектурой. Для фестиваля он сделал три работы, напоминающие стёртые от солнца и дождя фотографии, и разместил их на окнах, заколоченных досками (организация Meta, а также её продукт Instagram, на который мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ. — ред.). На них можно разглядеть людей, занимающихся повседневными делами — например, танцующую пару. Две из трёх работ не смогли дожить до конца фестиваля: дом снесли строительной техникой, прекратив его в кучу обломков. Старков стал искать новое место для сохранившегося произведения.
Такая история не нова для уличного искусства — уличные работы часто живут недолго, а художники всегда готовы к тому, что на следующий день их произведение исчезнет. Но именно риск потерять созданное навсегда делает стрит-арт живой частью города и элементом, неожиданно вторгшимся в пространство и так же неожиданно из него исчезающим.
Ещё один автор под псевдонимом Синий Карандаш создал диптих: на одинаковых картинах, выполненных в традиции классической академической живописи и изображающих русскую природу, он сделал надписи «реально» и «фейк». Художник размышлял об условности в искусстве и зрительской оптике, от которой часто зависит, признают работу или нет. Живопись отсылает и к любимому публикой реализму, который уже давно стал частью массовой культуры.
Хотя фестиваль и закончился, вы можете приехать в Нижний Новгород в любое время года и увидеть множество работ разных лет — как на экскурсиях, так и на самостоятельных прогулках. Часть произведений исчезнет, но обязательно появятся новые, которые можно будет найти, включив своё чутьё следопыта. Возможно, именно вы успеете их запечатлеть до того, как они исчезнут вслед за остальными.