Поступление в школу для ребенка и родителей это всегда стресс, в первую очередь, он связан с изменениями привычного образа жизни в семье. Для первоклассника это ступень развития, которая связана не только с изменением распорядка дня, но и с получением новой социальной роли – ученик. Как известно, с этой ролью ребенок приобретает новые обязанности, ответственность и нагрузки - интеллектуальные, физические и эмоциональные.
Разобраться в этом непростом вопросе нам помогла психолог Юферова Екатерина Сергеевна.
В возрастном периоде с 6 до 8 лет ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется тогда, когда он станет первоклассником и впервые сядет за парту. Этот эмоционально крайне сложный для ребенка период, ему предстоит преодолеть свои страхи, побороть неуверенность, познакомиться и продолжить в новых условиях общение с множеством сверстников, которые так же, как и он, находятся в адаптации, научиться контролировать свое поведение в обществе. Преодоление эмоционального стресса поможет ребенку в будущем стать полноценным членом социума, принять общественные правила и научиться отстаивать ценное для него.
Помимо перечисленных моментов, ученику предстоит привыкнуть к новому распорядку дня, научиться контролировать время и принять новую роль родителей, ведь не секрет, что при поступлении в школу отношения с родителями претерпевают изменения. Как правило, родители меняют свое отношение к ребенку, появляется больше контроля, требований, критики и разногласий. Такие изменения вызывают у ребенка противоречивые чувства, родители настраивали его на то, что с поступлением в школу он становится взрослым, но вместо свободы он получает требования и ограничения.
На первом этапе будет полезно позаботиться о себе, ведь эмоциональный баланс родителя качественно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Помните, кризис ценен тем, что он проходит, а в результате его проживания ребенок обретает необходимый опыт и укрепляет те качества личности, которые необходимы для этого периода взросления. А для того, чтобы он проходил мягко, возьмите на вооружение следующие рекомендации:
Старайтесь говорить с ребенком на равных, добивайтесь не послушания, а действий исходящих из решения ребенка, в этом вам поможет уважительная беседа с использованием аргументов и понимания ребёнком цели выполняемой работы.
Научите делать самостоятельный выбор, дайте ребенку свободу выбора там, где вы ее можете дать. Это может касаться обстановки в его комнате, выбора стиля повседневной одежды и фасона школьной формы, а так же выбор учебных аксессуаров.
Не спешите избавляться от игрушек и места для игр, в 7-8 лет школьник все еще остается ребенком, ему важно проигрывать важные жизненные моменты для эмоциональной разрядки и сохранять частичку непосредственности. Время для игр можно внести в распорядок дня.
Составьте распорядок дня вместе с ребёнком, где будут прописаны его домашние обязанности и время отдыха.
Заранее за 1,5-2 недели до школы привыкайте к новому режиму дня, следите за тем, чтобы ребенок ложился спать и пробуждался в одно и то же время.
Создайте вместе с будущим школьником уютное рабочее пространство, где ему будет комфортно выполнять задания, хранить школьные принадлежности.
Научите первоклассника самостоятельно собирать школьный рюкзак, а затем в игровой форме проверяйте, все ли ценности собраны в волшебный чемоданчик. Дети охотно работают по алгоритмам. Более того, это отлично развивает их произвольную регуляцию, и уже через месяц-другой всё это будет происходить по памяти.
Настрой на школьное обучение должен быть не фантазийным, а реальным, школа - это важнейший этап развития человека в процессе его взросления. Совсем не обязательно, что в школе будет все весело и радужно, ведь умение преодолевать препятствия, находить варианты для разрешения сложных ситуаций – ценный опыт для любого человека. А лучшей помощью для ребенка будет ваше уважение, безусловное принятие, участие и поддержка даже в самых сложных случаях, умение слушать, говорить не в монологе, а в беседе с будущим школьником.
- Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время, он должен понимать что детство кончилось. Поэтому загрузите его выходные и будние дни по полной! Запишите его к репетиторам и на несколько секций сразу.
- Дисциплина и учеба превыше всего! Избавьте дом от игрушек и всего что напоминает о детстве. Заполните полки научной литературой. Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, да и интерес к жизни.
- Хвалите ребёнка только за отличные отметки и примерное поведение в школе. Главное, чтоб учителя не жаловались и учился малец хорошо. Так и будет всю жизнь стараться для того, чтобы быть "хорошим" для родителей и окружающих, а не ради себя и знаний.
- Важно, чтобы все в жизни ребёнок делал идеально, любой ценой! Воспитайте в ребенке синдром перфекциониста (синдром отличника), его лучшими друзьями будут скрупулезность, дотошность, нестабильная самооценка, зависящая от мнения окружающих и тревога.
- Конечно же, сравнивайте его с более успешными учениками, ставьте в пример своему ребенку других детей и родственников. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!
- Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро, аккуратно и качественно, да ещё и на отлично, ну и ничего страшного, что страдает мотивация и самооценка юного ученика.
- Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. Да и у ребёнка формируется безответственность и несамостоятельность. Будет чем упрекнуть.
- Ни в коем случае не давайте ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти. Мало ли что устал и скоро возненавидит вас и школу.
- Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
- И еще.... Запомните, учитель всегда прав....что бы ни говорил ребёнок, хотя и слушать его некогда, уроки ведь…!