Найти тему
Baltnews

Подковерная жизнь европейского истеблишмента: боевой самолет как фактор раскола в Брюсселе

Оглавление
AP Photo / Rick Bowmer
AP Photo / Rick Bowmer

Алексей Языков

Единство и солидарность стран европейского альянса подвергается очередному испытанию – на этот раз истребителями.

Стокгольм выказывает недовольство намерением Праги приобрести новые истребители не у Швеции, которая многие годы помогала развитию чешских военно-воздушных сил, а у Соединенных Штатов.

Пара десятков истребителей F-35 могут серьезно испортить взаимоотношения между двумя столицами стран Евросоюза. А Греция встревожена переговорами между Францией и Турцией о приобретении турками истребителей Dassault Rafales.

Современный истребитель – самое дорогое, пожалуй, приобретение в списке военных покупок европейских государств, взявшихся перевооружаться и довооружаться под предлогом "угрозы с востока". К тому же дело это не быстрое, производство боевых самолетов в тех количествах, на которые рассчитывают страны Евросоюза, растянется на годы. Плюс обучение пилотов и техников, обслуживание этих сложных машин и снабжение их вооружениями.

Так что борьба за подряды на их поставку ведется самая острая, не оставляющая места переживаниям по поводу того, как к этому отнесутся ратующие за солидарность и единство союзники по европейскому альянсу. Не особенно заботят покупателей и призывы Брюсселя отдать предпочтение европейским производителям вооружений и техники.

Военная помощь Украине, в рамках которой бывшие государства Варшавского пакта передают Киеву бывшие советские боевые самолеты, с точки зрения бизнеса и доходов военно-промышленных комплексов – прежде всего, американского – можно считать почти гениальным маркетинговым ходом.

Отдавая украинским пилотам старые истребители и штурмовики, восточноевропейские доноры, естественно, заблаговременно заручились гарантиями США или Франции восполнить потерю военного воздушного флота новыми самолетами.

Кто получит млрд евро, которые ЕС готов потратить на оружие
Кто получит млрд евро, которые ЕС готов потратить на оружие

Сложно сказать, о чем там говорилось на наверняка совершенно секретных переговорах, но судя по тому, как европейские столицы наперебой ринулись договариваться о заказах на боевые машины, условия им были предложены выгодные. И очевидно, американская Lockheed Martin, выпускающая самые дорогие – даже без учета инфляции – в мире истребители-бомбардировщики F-35, смогла каким-то образом многих убедить выбрать именно эти машины.

Шведские иллюзии и надежды на солидарность чехов

Устрашившись "агрессии России" и включившись в гонку вооружений, Чехия решила совершить самую крупную в своей истории военную закупку. Прага заявила о намерении почти вдвое увеличить парк истребителей за счет приобретения американских машин, оставив тем самым с носом Швецию.

"Будут инициированы переговоры с американскими партнерами о закупке сверхзвукового многоцелевого самолета пятого поколения F-35. Мы также будем вести переговоры со Швецией о приобретении новых боевых машин пехоты", – цитируют чешские издания премьер-министра страны Петра Фиала.

Боевые машины пехоты вряд ли станут утешением для шведов, у которых фактически увели из-под носа подряд на поставку 24 боевых самолетов.

У Стокгольма были все основания рассчитывать на этот заказ, поскольку шведские военные давно и, как им казалось, плодотворно сотрудничают с чешскими коллегами, которые взяли у них в аренду до 2027 года 14 истребителей Gripen производства компании Saab.

Отстроенная инфраструктура военных аэродромов, ремонтные мощности и система технического обслуживания машин рассчитаны именно на шведские самолеты.

"Мы ожидали, что как долгосрочный партнер Чешской Республики, с которой мы тесно сотрудничаем в успешной программе Gripen, Швеция также получит возможность представить свои текущие и будущие возможности Gripen, и что у шведского правительства будет прозрачная возможность представить свое предложение", – заявил генеральный директор Saab Микаэль Йоханссон, процитированный возмущенными шведскими изданиями.

Брюссель пытается не пустить украинское оружие в Европу
Брюссель пытается не пустить украинское оружие в Европу

Вероятно, даже у прагматичных шведов по какой-то причине имелись иллюзии насчет "солидарности и единства" Евросоюза, а также взаимовыгодного партнерства в рамках альянса НАТО, к которому Стокгольм недавно решил присоединиться.

Похоже, относительно недавняя история с австралийскими субмаринами, подряд на производство которых Соединенные Штаты увели из-под носа Франции (вызвав там бурю возмущения), а также решение финнов и поляков приобрести истребители не в Европе, а у той же Lockheed Martin, ничему не научили Швецию.

Зачем президенту Эрдогану французские истребители

Но, вероятно, Парижу удастся немного исправить положение и хотя бы частично отыграться на сделке продажи Турции истребителей Rafales производства корпорации Dassault Aviation. Об интересе Реджепа Тайипа Эрдогана к переговорам на этот счет некоторое время назад сообщили турецкие издания, но без особых подробностей.

Последние очень интересуют, в частности, Грецию. Афины заявили о том, что ожидают разъяснений от Парижа, но, насколько известно, их пока не получили. Хотя президент Эммануэль Макрон заявлял еще в июне, что Греция пользуется "полной поддержкой Евросоюза и особенно Франции". "Нарушение Турцией территориальной целостности Греции должно быть незамедлительно осуждено", – добавил французский президент.

Напряженность в отношениях между Грецией и Турцией не ослабевает, и греки полагают, что союзные им французы (турки тоже союзны, но в рамках НАТО и это почему-то не способствует смягчению застарелого конфликта) не должны бы содействовать усилению военно-воздушных сил потенциального противника, претендующего на ряд греческих островов.

Нарушения воздушного пространства Греции, как сообщается, вновь участились. Афины ранее подписали с Францией контракт на поставку в общей сложности 24 истребителей Rafales, заплатив почти два миллиарда евро. В Греции предполагали, что современные самолеты дадут им преимущество в воздухе над турецкими оппонентами. Но, очевидно, в контракте с Францией ничего не говорилось об отказе французов от каких-либо сделок с турками.

Сводит с ума: почему Эрдоган стал головной болью для США и НАТО
Сводит с ума: почему Эрдоган стал головной болью для США и НАТО

Ну а те, не добившись, по слухам, от Вашингтона железной гарантии на поставку 40 истребителей F-16 Viper и 80 F-16C/D старого поколения в обмен на отказ от возражений против вступления в НАТО Швеции и Финляндии, решили сделать ставку на Францию. Или же лишь изобразить, что отдают предпочтение французским самолетам, чтобы побудить Конгресс США снять возражения против сделки с Анкарой, вроде бы уже обещанной президентом Джо Байденом.

Ранее, еще в марте некие турецкие дипломаты давали понять, что рассматривают возможность приобретения истребителей Eurofighter Typhoon. Если окажется, что Эрдоган просто использует Европу, чтобы подразнить США, но в конечном счете предпочтет все же продукцию американской корпорации, ярости Макрона не будет границ.

Иными словами, страсти по истребителям кипят нешуточные, интриги, контринтриги и тайные переговоры очень обогащают подковерную жизнь европейского истеблишмента.

За всем этим фейерверком эмоций как-то теряется декларируемая цель перевооружения – защита от "агрессивной России". Похоже организация этой "защиты" может оказаться опаснее для отношений между странами Евросоюза и для трансатлантического партнерства, чем сама гипотетическая угроза со стороны Москвы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.