Окончание. Начало ЗДЕСЬ
Звёздный час
Она долго его ждала. В 1966 году было издано лучшее, что она написала -- дневники, которые она вела 36 лет, -- но отредактированные (она щадила чувства Хью). Критика назвала книгу смелым «путешествием современной женщины к самой себе», и Анаис тут же стала идолом женского движения. Однако в зал славы феминистской литературы она не вошла. Симона де Бовуар однажды сказала, что Нин воплощала то понимание женственности, от которой у нее «волосы дыбом встают»...
Как иконе свободной любви Анаис поклонялись многие беглецы от американской действительности -- битники и «дети цветов», для которых единственной реальностью были дзен, мистицизм, LSД, ceкс и поэзия. Публичные выступления стали для Нин обычным делом -- и она наслаждалась ролью живой легенды. Наконец-то она обрела материальную независимость и даже сама могла помогать Хью, кинобизнес которого был убыточным. Она разъезжала с лекциями и чтениями не только по Америке, но и Европе, бывала в Японии, на Гавайских островах, на Таити...
А после трех лет славы у нее обнаружили рак. Все последние годы жизни Нин тяжело болела, но никто не видел ее страдающей: она показывала миру только «улыбающееся лицо и нарядный фасад». Она пережила несколько операций и облучений. В 71 год ей сделали последнюю операцию, которая уничтожила всякие надежды на выздоровление. Тогда Анаис закрылась от мира. Руперт бросил все, без остатка посвятив себя ей. Он готовил еду, делал уколы, читал ей, ставил ее любимую музыку Дебюсси, Шуберта и Брамса. С Хью Анаис больше уже не встретилась, но до последнего дня они часто вели долгие беседы по телефону.
Анаис Нин умерла 14 января 1977 года в Калифорнии. The New York Times опубликовала некролог, назвав вдовцом Хью Гилера, а The Los Angeles Times выразила соболезнование вдовцу Руперту Полу. Одни похороны прошли в Нью-Йорке, другие -- в Лос-Анджелесе. Последней точкой в истории ее жизни стал красивый поэтический жест -- ее прах был развеян над Тихим океаном в живописном заливе Санта-Моника.
Неужели Хью так и не понял, какую жизнь вела Анаис? Конечно, он все знал. Но в его глазах она оставалась самой удивительной женщиной на свете, которой он отдал все, что имел. Хью умер семью годами позже, и его последним желанием было, чтобы его прах развели там же, где и прах Анаис. Она же, щадя мужа, завещала, чтобы нередактированная версия ее дневников была опубликована только после смерти Хью.
В конце жизни Анаис писала:
«В час своей смерти я скажу: «Простите меня, это был всего лишь сон». И возможно, рядом со мной будет кто-то, кто мне ответит: «Ну уж нет, это была правда, абсолютная правда».
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
Антра Була (с) "Лилит"