Найти в Дзене
Теория здоровья

TikTok пропагандирует нездоровое питание? Ученые призывают защитить детей

TikTok может пропагандировать нездоровый образ жизни. Последние исследования показывают, что необходимо развивать методы защиты, особенно для самых маленьких пользователей сервиса.

Молодые пользователи TikTok могут быть уязвимы для манипуляций со стороны компаний, пропагандирующих нездоровый образ жизни. Самый большой отчет, оценивающий выбор пищевых привычек, продвигаемых на TikTok, был представлен в обширном отчете BMJ Global Health. К сожалению, выводы не оптимистичны.

Его авторы призывают к разработке соответствующих политик и органов для защиты от влияния вредоносного маркетинга, особенно среди самых молодых пользователей приложения. Проблема глобальная, а не только одного региона мира.

TikTok — плохой пример для самых маленьких

Дети подвергаются воздействию огромного количества нездоровых продуктов с высокой степенью переработки, которые рекламируются в социальных сетях, включая TikTok. Более того, коммерческие компании все охотнее обращаются к молодым тиктокерам, чтобы они стали их амбассадорами, тем самым влияя на покупательские предпочтения других.

Популярность TikTok в последние годы возросла. В январе 2018 года у него было 55 миллионов пользователей, а в сентябре 2021 года количество активных аккаунтов превысило миллиард. TikTok особенно популярен среди молодежи, в том числе детей — почти 1/3 пользователей моложе 14 лет. Люди этого возраста особенно подвержены внушению и негативному влиянию.

В отчете оценивалось содержание всех видеороликов, размещенных на аккаунтах 16 ведущих брендов продуктов питания и безалкогольных напитков, выпущенных 30 июня 2021 года. Было загружено около 539 видеороликов — 17 в 2019 году, 198 в 2020 году и 324 в первой половине 2021 года. Четыре аккаунта не загружали видео. Количество подписчиков на этих аккаунтах колебалось от 14 до 1,6 млн. Материалы набрали в среднем 63 400 просмотров, получили 5 829 лайков и 157 комментариев.

Поскольку это обсервационное исследование, причинно-следственная связь не может быть установлена, но авторы отмечают, что:

Активность бренда резко возросла — большинство видеороликов было опубликовано за 6 месяцев, предшествовавших сбору данных, — и включает в себя инициирование хэштегов брендов, которые побуждают пользователей создавать контент, включающий продукты бренда, видеоролики, предоставленные брендом, или рекламу бренда. Анализ образца пользовательского контента, соответствующего бренду, созданного в ответ на него, показал, что проблемы с хэштегами бренда эффективно превращают пользователей, по словам TikTok, в «неофициальных послов бренда».

Интересно, что меньше видео было опубликовано группой платных пользователей (например, инфлюенсеров), что вызывает беспокойство. Это означает, что маркетинговое освещение вызывает беспокойство, а воздействие нездоровой пищи оказалось доминирующим в TikTok.

Авторы доклада резюмируют:

Наше исследование показало, что TikTok является новым источником маркетинга нездоровой пищи, включая бренды, ориентированные на пользователей. Учитывая популярность TikTok среди детей, наши выводы подтверждают необходимость политики, защищающей детей от вредного воздействия маркетинга продуктов питания, в том числе на платформах социальных сетей. Растущая популярность TikTok также требует дальнейших исследований его потенциального влияния на общественное здравоохранение и его роли в качестве корпоративного политического игрока.