На днях я задумалась: а вдруг кто-то захочет побольше узнать о том, какую роль в фильмах играет одежда? Как она работает на создание образов и даже предсказывает сюжетные повороты.
Я не знаток темы, но кое-что улавливаю, и хочу поделиться своими находками. Предлагаю начать с "прочтения" костюмов героев фильма "Жестокие игры". Потому что это одна из самых "лобовых", простых, но наглядных работ в смысле одежды.
Фильм "Жестокие игры" снят по одному из моих любимых романов - "Опасные связи". В оригинале было французское высшее общество незадолго до революции, в фильме же у нас американская "золотая молодежь" начала XXI века, мальчишки и девчонки из элитных школ и университетов. А также - немножко - их родители. Все интригуют и потихонечку вредят друг другу, будто работники с з-п в 5000 рублей в месяц - работодателю. К фильму я отношусь очень предвзято и иронично, что неизбежно будет проскакивать и в обзоре на костюмы.
Сейчас расскажу, что я имею в виду под чрезвычайно прямолинейной работой художника по костюмам. Итак, представьте, что нам надо изобразить плохого парня. Но не хулигана-байкера, а, скорее, мажора. При этом не тупицу, излучающего амбре вседовзоленности, а хитрого обаяшку, даже слегка интеллектуала, сводящего с ума девушек. Поехали!
К смазливой внешности и фальшивейшей улыбочке обязательно будет прилагаться темный дорогой спинжак поверх темной футболки (конечно же ,с v-образным вырезом, все красивые и модные мальчики носили под пиджаки футболки именно с таким вырезом) и темные очки. Ну, потому что он крутой парень, прячущий свою душу за темнотой, вдруг вы не поняли. Эспешиал фор герлс - нагеленные кучеряшки, вдохновленные люто популярными тогда бойз-бендами. Вот признайтесь честно, вы же по моему описанию что-то подобное и ожидали увидеть, правда?
Иногда у плохого мальчика есть потребность слегка приоткрыть душу. Или изобразить открытость. Тогда темные очки меняются на обычные. "Обычные", впрочем, наверняка стоят дороже всего моего гардероба. Также в костюме появляется рубашка с галстуком. Галстук будет неброским, в тон рубашки, потому что мальчик не стиляга, а просто впитал умение одеваться. Ну, он же богатый, понимаете?
К мальчику мы еще вернемся, а теперь посмотрим на девочек. Их тут три, и все красивые.
Итак, у нас есть Очень Плохая девочка, старательно создающая себе репутацию хорошей. "Очень плохая" - это, прежде всего, сексуально раскованная. Потому что выбирать себе партнеров и менять их - очень, очень плохо. "Единственное, что должна засовывать в себя приличная девушка - это знания"(с).
Девушка будет одета в приличный закрытый костюм. Но по его цвету тупым зрителям сразу дадут понять, что героиня - плохая. Для тех, кто этого все-таки не понял, девушка в следующей сцене расстегнет жакет.
В гардеробе героини также обязательно будут соблазнительные платья и темные помады. О ,а вот и наш плохой мальчик. И снова в черном, на сей раз а-ля Стив Джобс.
Обратите внимание на фактуру платья. Это одновременно и кружева (недоступность), и что-то змеиное (искушение). В этой сцене, должна отметить, работа художника по костюмам гораздо более тонкая, чем в других моментах.
В противовес плохой у нас есть Очень Хорошая девочка. Целомудренная, естественно. И ,конечно же, она блондинка в белом.
Постепенно героиня влюбится, и угадайте, как это отразится на ее одежде?
Красный! Розовый! Платьишки! Распущенные волосы! Декольте! А то ведь ни до кого не дойдет, что девушка открывает глубины своей сексуальности, но все равно остается милой и невинной.
А есть также девочка... наивная, по задумке сценаристов, и просто отстающая в развитии, судя по игре актрисы. Сельма Блэр хорошая актриса, видимо, такую задачу поставил режиссер. А оно и неудивительно, невозможно адекватно перенести наивность девушки ХVIII века на ее ровесницу в XXI. Одеваться девочка будет соответственно своему развитию.
Я вот посмотрела на картинку и поняла, что ругаю-ругаю героиню, а у меня самой привычка сидеть с раздвинутыми ногами в мини-юбке осталась и по сей день. Кхм...
Так вот, героиня прибежит к плохому мальчику, не зная, что бежит в ловушку. И одета она будет так:
Красное худи с капюшоном. Красная Шапочка, несущаяся в пасть к Серому Волку. Вы серьезно??? В любом случае, мы понимаем, что ждет бедняжку.
А вот так героиня нарядится, будучи уже "съеденной":
Девочка надела обтягивающее платье, каблуки, и все красного цвета? ДА еще с цветочками? Она потеряла невинность, и так начался ее женский расцвет.
А теперь давайте покажу костюмы в диалоговых сценах.
Мальчик - плохой, но до поры маскируется. Девочка - хорошая, но понемногу влюбляется.
Вот эта сцена меня просто довела до смеха. 17-летняя школьница в наряде мафиозной вдовы - это, конечно, восхитительно. Да она же злодейка!!! Про то, что они с "подружкой" выглядят, будто мать и дочь, долго говорить не стоит, так явно задумано.
А тут видите? Девушка в простой серой пижамке. А парень в шелковом халате прожженного плейбоя. Да еще "змеиного" зеленого цвета. Также обратите внимание на положение актеров в кадре. Понятно, кто тут кого учит плохому.
Несмотря на всю иронию, я считаю работу художников по костюмам в "Жестоких играх" очень хорошей (хотя с мафиозной вдовой пополам с Одри Хэпберн они, по моему убеждению люто перегнули). Она хорошо работает на создание образов. И очень наглядна для тех, кто только хочет научиться видеть еще и этот пласт в кино.
#костюмы в кино