Найти тему
История в историях

Архаичные традиции направленные на выживание рода. Оравушки

Портрет неизвестной в русском костюме. Ольга Акимовна Кочетова
Портрет неизвестной в русском костюме. Ольга Акимовна Кочетова

Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В данной статье попробуем показать архаичные традиции, которые были у русского народа, связанные с выживанием рода, общины в трудных климатических и природных условиях севера Русской равнины

«Первые документальные упоминания о валдайских красавицах относятся ко второй половине XVIII века – русский мемуарист, близкий друг Александра Пушкина, Алексей Вульф в своем «Дорожнике» поэтически описывал «лилейные щечки» местных девушек, расцвеченные «живыми розами».

Этнографы дополняют это описание: «Валдайским красавицам (с церковного дозволения!) разрешалось наводить красоту на лице. Более того, доступную тогда покупную косметику приобретали для девушек мужчины, и это считалось делом обычным и даже необходимым. Объяснялось подобное правило просто: испокон веку назначаемые главой Валдая девушки должны были продавать местные бублики.

Торговали бубликами только молодухи(молодые матери, родившие первенца-мальчика), и исключительно до достижения младенцем пятилетнего возраста. Бабы (у которых первенец – девочка) такого права не имели. Торговкам-молодухам разрешалось дозволять покупателям целовать себя (через бублик) – это было что-то вроде «бонуса», подобный поцелуй общественностью не порицался.»

(«Девушки Валдая: почему их считали самыми бесстыжими» https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/devushki-valdaia-pochemu-ih-schitali-samymi-besstyjimi-62cde5c3076b2b5f4a3b59b0?&)

По – нашему мнению целованием через бублик скорее всего не ограничивалось.

Писатель Герман Владимирович Смирнов (автор таких книг, как «Менделеев», «Менделеевское», «Рассказы об оружии», «Преемники Архимеда, «Под знаком необратимости», «Рожденные вихрем», «Смысл странностей», «Мы сами – вылитая Русь», «Плюсы и минусы дегенерации», "Русский сфинкс" всего им написано 33 книги) рассказал мне о еще более интересных традициях существовавших на вологодской земле. Его мама была уроженкой Вологды по её воспоминаниям в дальних, труднодоступных уголках вологодской земли (в закрытых общинах?) была традиция отсылать молодых девушек на работу в города, им ставилось условие - возвращаться в родную деревню только после того, как забеременеют. Таких женщин называли оравушки и их сразу же брали замуж. То есть, будущая жена не была бесплодной, и кровь у общины обновлялась, чтобы не было кровесмешения.

Отметим, что сложные названия родственников в народе необходимы были для предотвращения кровосмешния и чётко характеризовали их отношения между собой (до шестого колена запрещалось женится, выходить за муж за родственников). Сваха – се – ва – ха (санскрит) людей соединяет Бог, или посаженная мать, сват от свой (сводить), свояк от свой, он же шурин с арабского совещаться, советовать, невестка – не весть кто, свёкровь, свёкр – своя кровь, зять – от знать (познавший дочь тестя), сноха от сыноха – жена сына, тёща - от тётя, брак от брать, золовка сестра мужа от зло, деверь брат мужа от доверять, был обычай в древности у нас, сохранившийся до наших дней у народов востока, если умирает старший брат то, его жену берёт другой по старшинству брат (закон «уживчиства»), вуй - дядя по матери, стрый - дядя по отцу, двоюродные, троюродные, четвероюродные и т. д. братья, дядья, племянники….
1. «Свёкор кропотлив, свекровь журлива, деверь пересмешник, золовка смутлива, ладушко (муж) ревнив»
2. «Свояки до дележа братья»
3. «Золовка хитра на уловки»
4. «Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит»
5. «Два брата на медведя, два свата на кисель»
6. «Бабушке один только дедушка не внук»
7. «Денежка есть, так и дядюшка есть»
8. «Водка вину тётка»
9. «Свекровь всех кровь»
10. «Нашему забору двоюродный плетень»
11. «Нашему самовару, двоюродный подсвечник»
12 . «Седьмая вода на киселе»
13. «Пятое колесо в телеге»
14. «Деверь шурина обмишурил» и т. д.

В крестьянских общинах все друг друга близко знали и давали довольно меткие клички, из которых произошли имена, а затем и фамилии. Фамилии – клички давались по характеру, наружности и занятию. Сухоруков, Кривобоков, Косоротов, Горбатов и т. д. – по физическим недостаткам с рождения, по наружности – все фамилии, связанные с названиями птиц и животных с их повадками похожими на человека. Что также заставляло задуматься при выборе жениха и невесты.

Необходимо отметить, что сами молодые не выбирали себе пару, выбирала сваха, а благословляли или давали добро родители жениха и невесты, т. е. молодые выполняли волю родителей, что и уберегало их от ошибок молодости и от многих бед.

1. «Без меня, меня женили»
2. «Аще кто хочет выбирать, век женатым не бывать»
3. «Своя волюшка доводит до горькой долюшки»
4. «Воля заведет в неволю»
5. «Родительское слово мимо не молвится» и т.д.

В крестьянских общинах существовал институт свах. Задача свахи была в том, чтобы разузнать всю подноготную о семьях, как будущего мужа, так и жены, нет ли в роду пьяниц, законопреступников, слабоумных, душевнобольных, плодовит ли род, не допустить кровосмешения, в конечном итоге сократить базу вырожденцев. В пословицах и поговорках великороссов о важности института свах говорится с исчерпывающей полнотой:
1. «Во - идёт, расплети косу, потеряй красу» (о свахе)
2. «Выбирай не невесту, а сваху»
3. «Никто против свахи не соврёт»
4. «Одна только сваха за чужую жизнь божится»
5. «В сватовстве спрашивают не о душе, а о душах»
6. «Не давай коня в соху, не пускай жены в свахи»
7. «Чужую сторону никто против свахи не нахвалит»

(Подробнее в нашей статье «Община, институт свах - защита рода» https://zen.yandex.ru/media/id/60034dcd9b2b224c262c30f4/obscina-institut-svah-zascita-roda-602166a8eccec86b33e72bbc)

Как тут не вспомнить традицию народов севера: «Зачем чукча дарит свою жену гостю? Чукчи-оленеводы и эскимосы живут по особым обычаям, их традиции отличаются от остального мира. Браки внутри одного поселения очень часто случаются между более или менее дальними родственниками, но в этом нет ничего плохого, это не аморально. ... Если у супруги после интимной связи с посторонним мужчиной родился крепкий малыш, то этот день был настоящим праздником для всего народа, в ином случае народность просто вымерла бы. Народности, которым присущ гостеприимный гетеризм. …Этот обычай распространен среди многих первобытных народов.» («Зачем чукчи предлагали своих жен пришедшему в дом гостю, что за традиция» https://pronedra.ru/zachem-chukchi-predlagali-svoix-zhen-prishedshemu-v-dom-gostyu-chto-za-tradiciya-445451.html)