Мы купили телевизор. И оформили в магазине доставку. Очень удобно. Приветливый и честный продавец открыл страницу на компьютере и показал цены.
Доставка до парадного с 9 до 23 часов 780 рублей.
И доставка до парадного с 9 до 23 часов 1790 рублей.
Можно выбрать. Вам какую доставку оформить?
Я решительно, без сомнений, выбрала за 780 рублей доставку. Продавец благосклонно сказал, что это верный выбор.
Я спросила: в чем смысл очевидного выбора? Что это значит?
Продавец пояснил: надо чтобы у человека был выбор. Захочет - одну доставку выберет. Захочет - другую.
Я спросила, часто ли вторую выбирают?
Продавец задумался и ответил, что пока ещё никто не выбрал вторую доставку.
Правильно. У того, кто ее выбирает, денег на телевизор нет, скорее всего. И его зарплату получают опекуны. И вряд ли вообще такому человеку нужен телевизор. Вполне достаточно деревянных кубиков и волчка.
Но с выбором хорошо придумали.
Вроде как выбор есть.
Ты можешь жить со мной по моим правилам. Или я тебя в окно выкину. Выбирай. И не говори, что выбора нет.
Вы можете отдать мне свой кошелёк. Или я его силой отберу, выбирайте.
Мы можем поехать к моим родителям. Или я с тобой разведусь. И детей не увидишь. Выбирай!
Главное, выбор предложить. А человек пусть сам выбирает. Чтобы сохранилась иллюзия выбора; ты же сам так решил, никто тебя не неволил.
Но с доставкой хорошо придумали. Ведь у покупателя самооценка повышается. Он чувствует себя умным и практичным. В отличие от простаков, которые выбирают неразумно и переплачивают. И выбирают второй невыгодный вариант…
Вот это и есть - иллюзия выбора. Когда второй вариант неприемлем и дик.
И человек выбирает, не выбирая. И принимает ответственность - он же сам выбрал.
А тот, кто такой выбор предложил, упивается своим великодушием.
Хотя на самом деле выбора нет…
Анна Кирьянова