Главную роль в картине «Ровесник века» (1960) сыграл Николай Лебедев, в прошлом году отметивший 100-летний юбилей!
Его экранный герой не раз повторял, что родился в 1900-м году и проживёт до 2000-го,
и актёр реализовал мечты, пусть и придуманные для кино.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий для производственной ленты написал талантливый дуэт — Юлий Дунский и Валерий Фрид. Тогда авторы только пробовали себя в кинематографе, для них это был лишь второй сценарий, но уже совсем скоро Дунский и Фрид превратятся в востребованный тандем, который будет выдавать хит за хитом.
В центре истории — обычный шофёр Иван Александрович Ермаков, которого в начале двадцатых назначили директором автозавода, существовавшего пока лишь на бумаге.
Под руководством Ермакова завод рождался, запускал конвейеры, ширился, переживал войну в эвакуации, восстанавливался. Зрителям тех лет легко было опознать в кинематографическом автогиганте реальное производство — АМО, позднее Первый автозавод имени Сталина, потом переименованный в завод имени Лихачёва, знаменитый ЗИЛ.
Образ главного героя авторы отчасти списали с Ивана Алексеевича Лихачёва, директора предприятия, имя которого завод носил с 1956 года.
Снимать фильм поручили Самсону Самсонову. Для него это была уже четвёртая картина, но первая в таком жанре — производственная драма. Любопытно, что Самсон Самсонов опробовал, кажется, вообще все кинематографические жанры. Начал он с экранизации классики — рассказа Чехова «Попрыгунья» (1955), потом снял комедийную мелодраму с элементами детектива «За витриной универмага» (1955), а затем — приключенческий фильм о Гражданской войне «Огненные вёрсты» (1957). В последующие годы Самсонов выпустит и классический детектив, и мелодрамы, и спортивный фильм, так что режиссёра вполне можно назвать универсалом.
На роль Ермакова Самсон Самсонов выбрал начинающего киноактёра Николая Лебедева.
По сюжету впервые зрители видят Ермакова, когда ему чуть за двадцать, а в финале персонажу уже под 60. Самому Лебедеву было тогда около 40.
Он давно уже служил в театре и был известен именно как мастер сцены, но вот кинорежиссёры его игнорировали. «Ровесник века» стал для Николая Лебедева всего лишь вторым появлением на экране и первой большой ролью. Зато почти сразу после окончания этих съёмок он перейдёт на съёмочную площадку к Татьяне Лиозновой и сыграет молчаливого, но чувственного, доброго, надёжного Евдокима в мелодраме «Евдокия» (1960) и тут же станет знаменит.
Жену Ермакова Анну сыграла Маргарита Володина, супруга режиссёра Самсона Самсонова, которую он снимал во всех своих фильмах.
В роли Муромцева, старорежимного инженера, который поначалу идею помогать молодой советской стране встретил настороженно, а позже стал помощником и другом Ермакова, предстал Геннадий Юдин.
Молодого рабочего Алексея Гуляева, начавшего карьеру на заводе и проведшего на нём всю жизнь, изобразил Юрий Саранцев,
а юной несообразительной пастушкой, тоже потом пришедшей на завод, стала Людмила Шагалова.
Также в картине появились Валентина Ананьина, Георгий Шпигель, Борис Битюков, а в небольшой роли водителя можно увидеть Льва Борисова. Отдельно отмечу кавказца Ладо, приехавшего ради кровной мести земляку Тамазу и оставшегося на заводе в качестве рабочего. В этом образе — 25-летний Кахи Кавсадзе.
Снимали картину, сюжетно охватывающую несколько десятилетий, в Москве и Горьком. Москву тридцатых найти в Москве шестидесятых было уже непросто, но помощники режиссёра отыскали полузаброшенные переулки в Замоскворечье, где ещё сохранилось булыжное покрытие. Но куда сложнее было показать на экране колоссальное строительство времён первой пятилетки.
Тогдашние автозаводы были уже более технологичными, с обновлёнными цехами, выпускавшие современную продукцию, поэтому прародителя изобразить не могли. Поэтому было принято решение возводить бутафорскую строительную площадку. Место выбрали в Горьком, неподалёку от завода ГАЗ.
На площадке выкопали настоящий котлован и траншеи, выстроили стены будущих цехов, причём создавалось всё в реальном масштабе. Во время съёмок часть построек подорвали,
так как по сюжету в начале войны из-за опасений захвата фашистами некоторые цеха взорвали.
В прокат «Ровесник века» вышел осень 1960 года.
Это не самый известный фильм Самсона Самсонова, но определённо заслуживающий зрительского внимания и симпатий.
Это история о настоящем руководителе, не назначенце-бюрократе, а директоре, который знает каждый кирпич в каждой стене и который без своего детища не мыслит жизни, пусть за это и пришлось заплатить немалую цену. И, конечно же, здравия и бодрости Николая Лебедеву, тоже ровеснику века.
А вы знакомы с «Ровесником века»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: