("Молох", Moloch, 2022, Нидерланды)
Ну нет, не таким представляет себе вся культурная общественность хоррор, снятый в благословенной Голландии!
Вот "Добыча" Дика Маса - это на 200 % правильный хоррор из страны прикольной флоры и веселящего дымка. Который - в смысле хоррор, не дымок, - оставил после себя настолько позитивные впечатления, что я отлично помню всю эту вакханалию спустя много лет.
А вот с "Молохом" Нико ван ден Бринка такое вряд ли получится.
Впрочем, не запомнится вам "Молох" не потому что он плох - да, он не шедевр, но кино вполне сносное, - а потому что это самый обычный ужастик на заезженную тему. В комплекте с дежурными "Бу!" и прочими атрибутами историй про неупокоенные души и зловредных призраков. Разве что финал у картины, как по мне, чертовски удачен, жаль только, что эта выдающаяся сцена шибко коротка.
Да, и еще, пожалуй, не лишена изюминки сцена с "детской самодеятельностью".
Та, где местные школьники ставят пьесу, что никак не влияет на сюжет, зато в ней показана зловещая легенда тех краёв, где разыграются местные страшилки. Лишь из этой неординарной пьесы, тоже, впрочем, короткой, прокуренный дух Голландии прёт во всю мощь - как говорится, ребята, это надо видеть. Тогда как во всём остальном ван ден Бринк, увы, катит проторенной колеей десятков, если не сотен других аналогичных ужастиков. И, по традиции, компенсирует неоригинальность сюжета мрачной атмосферой промозглой осени и повышенной концентрацией бу!-эффектов.
Кстати, последние у ван ден Бринка, надо отдать ему должное, получаются уместными. И действительно пугают вас, а не бесят, как у некоторых талантов с приставкой "псевдо".
Ну а главная "ой, боюсь-боюсь"-героиня этой истории - молодая мать-одиночка Бетрик (Салли Хармсен). Которая пережила в раннем детстве страшную хоррор-трагедию: пока она в чулане кормила печенюшкой мышку-норушку (голландские дети, чо), какой-то ворвавшийся в дом убивец зверски умертвил ее бабушку. А потом сбежал, да так и не был пойман, отчего дедушка Бетрик повредился рассудком, а сама она...
...А самой Бетрик хоть бы хны - на психике ребенка это шокирующее потрясение никак не отразилось (голландские дети, чо).
Правда, дальнейшая жизнь у нее все равно сложилась не ахти. Башка у ее дедушки продолжала чудить, мама тоже страдала загадочными головными припадками, муж Бетрик помер, и теперь она одна растила маленькую дочку. Ту, которая и играла в школьной самодеятельности: пока мама пиликала там же на скрипке, девчушка бегала в массовке пьесы в роли...
Блин, как бы это цензурно сказать... Короче - в роли мужской половой клетки черного цвета. Почему мрачного черного, а не, скажем, веселого оранжевого? А как еще школьникам аллегорически изобразить сцену, в которой злой языческий бог Молох обрюхатил крестьянку? Не буквально же - спектакль ведь категории "12+"!
Голландские дети, чо.
Так они и жили в своем захолустье, пока туда не нагрянула археологическая экспедиция профессора Йонаса (Александр Виллауме). Которого удивило, что накануне его приезда на месте раскопок полиция нашла труп какого-то сумасшедшего, скончавшегося от разрыва сердца. И совсем не удивило Йонаса, что в недрах болота нашлись древние останки аж нескольких женских тел. Умерщвленных, что характерно, одинаковым способом, далеким от принципов гуманизма и хирургической аккуратности.
Ну а пока команда Йонаса, кряхтя, рыла лопатами грязь, сам он, пиная балду, подружился с живущей по соседству Бетрик. После чего оба в баре намешали внутри себя водку с пивом, "полирнув ерша" еще и настойкой на местных кореньях. Так, как обычно и случается, когда археолог встречает скрипачку на болотах Голландии, и других идей для совместного досуга у них нет.
По ходу пьянки Бетрик честно предупредила новоявленного бойфренда, что над ней, по ходу, тяготеет проклятье - ее мужики имеют моду не доживать до старости. На что Йонас отреагировал единственным логичным для бухого профессора способом: его вывернуло наизнанку в ближайшей подворотне.
Хотя в целом их первое свидание все равно получилось романтичным и культурным. То есть без игры на скрипке без смычка хитов Киркорова и танцев голышом на разрытых археологических древностях.
Как бы то ни было, но поверить подруге насчет ее проклятья Йонасу все-таки стоило. Ибо доказательство этому не заставило себя ждать и пришло в дом Бетрик... правильно - аккурат с йонасовых раскопок. Где, разумеется, начала бурагозить всякая чертовщина, которой ученики местной школы тоже наверняка посвятят в будущем свою пьесу. Жаль только, нам ее уже не покажут. Ибо чем бы голландские дети ни тешились, но больше черной краски для их сценического реквизита школьный завхоз не дал.
***
В общем, если вы любитель хорроров, то можете с чистой совестью тыцнуть кнопку "play" и посмотреть "Молоха". Потому что снят он заметно качественнее большинства подобных B-movie-ужастиков за последние годы и ругать его, в принципе, не за что. По крайней мере - для одноразового фильма "на вечерок".
Плюс финал у ван ден Бринка получился довольно эффектный - возможно, единственное (ну кроме школьной пьесы), что вы рискуете отсюда запомнить.
Всем же остальным зрителям "ловить" в этой картине абсолютно нечего. Поскольку за рамки "страшилки" ее сюжет почти не выходит и ярким психологизмом/драматизмом не отличается - чай не Стивен Кинг в авторах сценария записан, а всё тот же ван ден Бринк и ещё этот... как его... ай да неважно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):
Всем, кто хочет угостить автора коньячком: