Найти в Дзене
Башкиры.

Архивные материалы о башкирах

Внимательно читаем условие: “Кочевник-это человек, не имеющий оседлого жилища, передвигающийся с места на место в поисках пищи, пастбищ для скота или иным образом зарабатывающий на жизнь”.
А что же башкиры? Башкиры устраивали тяжбы за сенокосные угодья, за бортевые сосны, за сбор калины (орфографию сохраняю):
"...Л. 17 //. Копия с копии.
От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича Петра Алексееви ча всеа великия и малыя и белыя России само держцев на Уфу ближнему нашему стольнику и воеводе Димитрию Никитичу Еоловину, да подьячему Луке Рыбушкину, бил челом нам великим государем Уфимскаго уезду Нагай- ские дороги Табынские волости башкирец Илчигулка Инчибаев, в прошлых годех по нашему великих государей указу построен в Уфинском уезде Соловарной городок, для обережи от приходу воинских людей, и того Соловарного городка жители въезжают в ста ринные их вотчины, и пашню пашут и сено косят и борный деревья рубят, и пчелы дерут, и хмель берут и калину щиплют, и зверей бьют

Внимательно читаем условие: “Кочевник-это человек, не имеющий оседлого жилища, передвигающийся с места на место в поисках пищи, пастбищ для скота или иным образом зарабатывающий на жизнь”.

А что же башкиры? Башкиры устраивали тяжбы за сенокосные угодья, за бортевые сосны, за сбор калины (орфографию сохраняю):

"...Л. 17 //. Копия с копии.
От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексиевича Петра Алексееви ча всеа великия и малыя и белыя России само держцев на Уфу ближнему нашему стольнику и воеводе Димитрию Никитичу Еоловину, да подьячему Луке Рыбушкину, бил челом нам великим государем Уфимскаго уезду Нагай- ские дороги Табынские волости башкирец Илчигулка Инчибаев, в прошлых годех по нашему великих государей указу построен в Уфинском уезде Соловарной городок, для обережи от приходу воинских людей, и того Соловарного городка жители въезжают в ста ринные их вотчины, и пашню пашут и сено косят и борный деревья рубят, и пчелы дерут, и хмель берут и калину щиплют, и зверей бьют, и все насилие и раззорение чинят, да в той же их вотчине приходя того Соловарного городка житель бобыль, и как-де зовут и чей сын того он не знает, и в рыбных его ловлях рыбу ловит насильством своим и сказывает что будто он с тех рыбных ловель нам великим государем и их братье башкирцам товарищем его платит оброк, а они-де ему бобылю тех своих вот чинных рыбих ловель не отдавали и крепости на себя никакой не давывали, и та-де их ста ринная вотчина из бортныя ухожья и рыбные ловли и всякие угодья дедов и отцов их, и с той своей вотчины и с сенных покосов и со всяких угодей платят они нам великим государем ясак по пятнатцати куниц, да по три батмана меда да с той же вотчины истары платят земли зем ли из бортных ухожьев и с рыбных ловель по сту по шести десять по осми куниц, на год а преж сего в тех их рыбных ловлях рыбу ловит другой год и чинит им великое раззорение, а те их рыбные ловли на Белой воде Л. 17об. //. с большими и мелкими озеры, и затоки и с протоки и от того их на- сильнаго владенья они раззоряются в конец, и нам великим государем пожаловати б его, не велеть того Соловарного городка жителем, в тое их старинную вотчину насильно въезжать, и пашни пахать и бортных деревьев и всякаго лесу рубить, и сенных покосов косить, и зве рей ловить, и пел драть, и бортны деревья со пчелами ломать, и хмелю и калины щипать, потому что от того ему чинятся великие про пажи и раззоренье, и ему бобылю их велеть тех их рыбных ловель насильством ловить и той их вотчины пустошить и буде в тое их старин ную вотчину станут въезжать руские люди и татара и их братьи башкирцы и самовольством в той их вотчине учнут селится велеть их ис той вотчины выслать, и буде кто их старинную вотчину станет въезжать насильством и учнет пустошить велкое раззоренье чинить, велеть тех насильщиков им поймать и приводить на Уфу, в Приказную избу беспенно чтоб им от тех пришлых людей от насильнаго их владенья и от всяких обид и от того бобыля насильнаго владенья, что он рыбу ловит в их вотчине в урочищах по обе стороны Белой воды в зато нах и в озерах, и достал бы в конец нараззо- рится, и жен его и детям голодною смертию не помереть и нашего великих государей ясак не отбыть, и велеть о том дать ему нашу великих государей грамоту с прочетом, и как к вам сия наша великих государей грамота придет, а те угодью буде нынешняго челобитчика, и вы б в те угодья сторонним людем которым в тех уго дьях дачи нет, въезжать и всякаго раззорения и насильства челобитчику чинить не велели, а буде кто насильством учнет в тое их вотчину въезжать и раззоренье чинить, и их имать //л. 18// и приходить на Уфу в Приказную избу, а прочесть сию нашу великих госудаарей гра моту и списав с нее список оставил на Уфе в Приказной избе, а подлинную нашу великих государей грамоту отдали челобитчику. Писан на Москве лета 7 2 0 3 сентября в 18 день, под линную грамоту по склейкам подписал дьяк Федор Микулин во окончании оной справил Мишка Васильев.
Далее другими чернилами: Подлин ную копию засвидетельствовал ассесор Сте фан Благушин. Скрепил секретарь Михаил Ребелинский. Справил архивариус Андрей Сокуров.
1 РГАДА. Ф. 1324. Спорные дела Генерального межевания. On. 1. Ч. 3. Д. 4838. Л. 16-17об., 262. ПРИЛОЖ ЕНИЕ 345 ..."

Или вот это, ещё более интересно, читайте внимательно, прямо вчитывайтесь в каждую букву:

"...Урман-Кудейская волость в начале XIX в. владела 160 тысячами десятин угодий. К ней относились дд. Тикеево, Нижние, Средние и Верхние Лемезы, Казаяк-Кутушево, Казаяк-Хуснуллино.

Д. Тикеево возникла до 1773 г.12 В 30-х гг. XIX в. здесь проживал начальник 7-го (с 1847 г. — 8-го башкирского) кантона Габбас Тикеев.

В 1795 г. Тикеево состояла из 41 двора, где взято на учет 236 башкир-вотчинников. В 1816 г. их было 98, в 1834 г. - 126, в 1859 г. - 259, в 1895 г. - 555, в 1920 г. -734 башкира. Все — вотчинники Трукманского аймака Урман-Кудейской волости.

В 1843 г. на 126 человек засеяли 40 пудов озимого и 104 пуда ярового хлеба. Посадили 16 пудов картофеля. На 20 дворов приходилось 46 лошадей, 17 коров, 25 овец, 3 козы. У пчеловодов было 28 ульев, 21 борть. В конце XIX в. учтено 4 бакалейные лавки. С начала века функционировала мечеть..."

Ещё подкину:

"...В 1843 г. сажали и картофель: в первой деревне 96, во второй и третьей — по 24 пуда. В первой было 8, во второй и третьей — по 2 лавки. Они имели по мечети. Д. Нижние Лемезы — центр Улу-Телякской волости.
К тому же Трукманскому аймаку Урман-Кудейской волости относились три деревни под названием Казаяк.

В 1843 г. в д. Казаяк-Кутушево на 140 башкир было засеяно 104 пуда ярового хлеба, в д. Казаяк-Туюшево на 217 башкир — 200 пудов ярового хлеба. Озимого хлеба еще не знали. В обоих селениях сажали лишь по 8 пудов картофеля. В Казаяк-Кутушево на 22 двора приходилось 50 лошадей, 60 коров, 50 овец, 20 коз, в Казаяк-Туюшево на 35 дворов — 55 лошадей, 100 коров, 300 овец, 15 коз. Занимались и пчеловодством: в первой деревне имели 10 ульев, 100 бортей, во второй — 6 ульев, 90 бортей. Взяты на учет мечеть (по 1), лавки (по 4)...."

Как вам кочевники? Видимо на обратном пути между кочевками выкапывали картошку по осени. И борти спиливали, тащили с собой вместе с ульями. Ещё можно коснуться времени 1733 года, когда, казалось бы все башкиры восстали.

О деревне Бибахтино: ".марийцы-тептяри представили властям текст договора с башкирами Илкуль-Минской волости от 16 марта 1733 г., на основании которого они получили вышеуказанный земельный участок. Башкиры припустили их на землю, расположенную по pp. Киндерле и Тауш и рядом с которой пользовались башкирскими угодьями уфимские дворяне Андрей и Иван Курчеевы, бывшие польские шляхтичи. Курчеевы еще в 1697 г. по договору от 22 марта «из оброка» были припущены башкирами-минцами на свою вотчину по pp. Тауш и Юрмаш. Затем 21 мая 1800 г. башкиры продали им эти угодья за 500 руб..."

Успевали в 1733 году на свою землю припущенников запустить. Вставлю и о татаризации, сказано о д.Бибахтино:

"...В 1834 г. тептярей из марийцев и татар насчитывалось 135 человек. 413 человек было в 1895 г., в 1920 г. — 629 татар. Выходит, что марийцы были ассимилированы татарами, новая власть всех переписала в татары...."

О д.Кляшево тоже в период восстаний:

"... по договорной записи от 17 ноября 1739 г., совершенной в Уфимской провинциальной канцелярии, были припущены ясачные татары, ставшие в конце века тептярями....". Все сражаются, участвуют в восстаний, а здесь припущенники, буднично так.

В завершение своего реферата ещё раз приведу запись:

"....В 1843 г. на 126 человек засеяли 40 пудов озимого и 104 пуда ярового хлеба. Посадили 16 пудов картофеля. <...> В 1843 г. в д. Казаяк-Кутушево на 140 башкир было засеяно 104 пуда ярового хлеба, в д. Казаяк-Туюшево на 217 башкир — 200 пудов ярового хлеба.." Картофель быстро завоевал популярность, учитывая, что завез Петр I да и то в качестве цветка, это, если доверять официальным источникам...." Ай, да, кочевники.

#башкиры

#кочевники

#огородничество

#архив

#история