В этой статье я хочу соединить два отрывка из разных интервью разных людей. Они, мне кажется, как-то неочевидно, но смыслово связаны, оттого и не отпускают меня оба именно вместе. В каком-то одном размышлении. Кроме того, обе темы сегодня и актуальны и одновременно стесняющие большинство. Два недавно просмотренных интервью: режиссёр Юрий Быков у Лизы Лазерной и актриса, депутат Елена Драпеко у Екатерины Гордеевой.
В первом как-то вскользь, мимоходом разговор от кокоса перешёл к геройству и героизму. "С тебя требуют подспудно, чтобы ты был героем. По-моему, это болезненное состояние. Мне кажется, что это вообще не очень человеческое состояние. Всё хорошее, доброе, милое и разумное делается от милосердия и от разума… Это как сексом заниматься… но нельзя же в таком состоянии: "Пожарь картошки! Можно кофе налью!?" Можно быть в состоянии радикального возбуждения, но это не продуктивно. Нужно пытаться анализировать, что происходит… и стоять на позиции, когда понимаешь, что она чётко тебе соответствует. Когда ты понимаешь, что ты ради этого можешь чем-то пожертвовать. А вот это… нагородить лозунгов… больше не хочу…"
Воооот… Мне очевидно, что у человека в голове каша. Каша человека, вошедшего в период "кризиса среднего возраста" (если вы внимательно просмотрите это интервью, то найдете несколько точных указаний на то, что "это" так). Но я не буду исследовать психологическое нахождение режиссёра. А поделюсь своими мыслями, возникающими у меня после его слов.
Начну немного издали. От сторителлинга, в котором красивая и правильная История состоит из трёх взаимосвязанных и перетекающих друг в друга областей: Миф, Ритуал и Жертвоприношение. Где миф - это сюжет о преодолении героя. Герой и становится "героем" (не путайте с "победителем"), совершая своё преодоление, в котором рождается состояние преодоления*. Ритуал - это обрядовое повторение этого преодоления героя. А, соответственно, многократная трансляция "состояния преодоления героя". И жертвоприношение - вовлечение в это преодоление окружения героя. Где, окружение, способное принести жертву (то есть то, что делает герой в своём преодолении), соотносит себя с героем и получает его СОСТОЯНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. Также, как и герой выходит на иной, более высокий уровень развития. Рождается заново. Под героем и окружением можно понимать, как одного человека, так и группу людей любого объема.
Отличие нас сторителлеров от таких, как Быков в том, что мы знаем, что "героизм", это не просто " человеческое состояние", но суть и смысл человеческой жизни в её длении и развитии. И мы знаем про наш ежедневный героизм, а такие, как Быков, нет. Для них героизм, это “амбразура”. А поскольку они к ней не только (в основном) не готовы, но, зачастую, и лишены такого шанса, её проще нивелировать, дистанцироваться от неё. Объявить вне закона и естественности. И вслед за персонажем Венедикта Ерофеева “Венечки”, горького пьяницы-философа повторить восторженно: “Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигу…”
Мне кажется, что природа сегодняшнего “нет войне” именно в том, что “амбразура”, явленная войной, запускает в таких людях когнитивный диссонанс, ибо представляет то, чего нет в их картине мира. Поэтому одни из них в ступоре, другие бегут и третьим стыдно. Или все вместе. Они не хотят, не могут, не желают замечать героизма, даже своего ежедневного. Тем более, чужого, смертельного. Поэтому легче назвать “не человеческим”. Противоестественным.
Второе интервью. Тема, меня заинтересовавшая, возникла тоже вдруг. Полностью растерянная, на гране нервного срыва, Гордеева не могла понять, почему она не может понять Елену Драпеку. На что та спокойно и ласково ей отвечает: “Вы судите о жизни по этому моменту. Сейчас… кто-то стреляет… А я - звено в цепи. Жизнь
моя - это звено в цепи тех, кто был до меня и тех, кто будет после. И если звено сломается, цепь разорвется. Деды мои и прадеды эту землю защищали. Благоустраивали. И я хочу мир для своей внучки. Хочу, чтобы ей досталась спокойная страна. Когда не придется прятаться и ждать, когда на тебя упадет бомба. А для этого мы должны быть самой сильной армией в мире. Самой мощной экономикой…”
Гордеева в ужасе хватается за соломинку: “Да нет…. для этого мы должны вырастить такую культуру!.. Такие принципы, которые не позволяли бы нам лезть в чужую жизнь…” Но снова спокойная и ласковая Драпеко: “Это правильно… Культура, это прежде всего - знание Истории. А не умение пользоваться вилкой и ножом…” Гордеева перебивает в отчаянии: “Да нет…” Но, тщетно… Потому что: “Культура - это понимание смысла жизни… своего народа… Услышать его…”
Вы слышите? "Звено в цепи" родословия. Звено в цепи истории страны, территорий, языка, людей. История. Состояние преодоления. Ежедневный "обычный" героизм. Потому что ты - звено в цепи. Узел в сети. Для дления и развития жизни совместной, осмысленной и вечной, а не сиюминутной, моментальной. И тогда возникает Культура. А без этого… в лучшем случае… этикет.
… … … … … … …
*Любое состояние преодоления - производная от состояния преодоления страха смерти. Вспомните расхожее выражение: “Ой, я сейчас умру…”
Здесь ссылка на телеграм канал... https://t.me/gopiusstorytelling