Добрый день. К сожалению, после окончания Второй Мировой войны, взаимоотношения между государствами победителями стали накаляться. Бывшие союзники по антигитлеровской коалиции оказались по разную сторону баррикад. Началось их холодное противостояние, которое с незначительными перерывами затянулось на несколько десятилетий (а по факту продолжается и по сей день). В связи с этими, оборонная промышленность получила мощный импульс к дальнейшему совершенствованию. Самолетостроение не было исключением. В первую очередь, начался переход к массовому применению силовых установок нового типа (к примеру турбореактивных двигателей). Вторым важным направлением развития, стало использование перспективного специального оборудования (к примеру высотомеров, маркерных приемников, бортовых радиолокационных станций и т. д.). При этом, в Советском Союзе сменились признанные лидеры из числа самолетостроительных конструкторских коллективов, которые ранее специализировались на разработке фронтовых истребителей. ОКБ А. С. Яковлева как раз и оказалось в их числе. С началом реактивной эры лидирующие позиции перешли к ОКБ А. И. Микояна/М. И. Гуревича и ОКБ П. О. Сухого. Наиболее удачным послевоенным проектом истребителя, который был разработан в ОКБ А. С. Яковлева, стал дозвуковой барражирующий перехватчик Як-25. Это была очень сбалансированная машина, с хорошими летно-техническими характеристиками, легкая в эксплуатации и обслуживании. Летчики давали высокую оценку этому самолету.
Для справки. Советский барражирующий перехватчик Як-25. Был разработан силами ОКБ-115 в начале пятидесятых годов. Конструктивно этот самолет представлял собой цельнометаллический двухдвигательный среднеплан с классическим однокилевым оперением и велосипедным типом шасси с управляемым передним колесом. В качестве силовой установки применялось два турбореактивных двигателя АМ-5А, расположенных в мотогондолах вынесенных между консолью и центропланом крыла. Радиооборудование серийной модификации Як-25М было представлено УКВ-радиостанцией РСИУ-3М, радиолокационной станцией РП-6 "Сокол", автоматическим радиокомпасом АРК-5, радиовысотомером РВ-2, маркерным приемником МРП-48П и самолетным переговорным устройством СПУР-2Р. Вооружение состояло из двух 37-мм пушек. Всего было построено 638 экземпляров этого перехватчика, которые эксплуатировались до середины шестидесятых годов.
В пятидесятых годах началось качественное переоснащение нашей разведывательной авиации на новую технику (Ссылка на статью). Новые разведчики разрабатывались на основе серийных самолетов других классов. Несмотря на то что Як-25 не был массовым, его также решено было использовать в качестве базового варианта для нескольких специализированных разведывательных модификаций. Именно о них сегодня и пойдет речь. Всего можно отметить шесть таких разведчиков:
- Экспериментальный фронтовой разведчик Як-125;
- Фронтовой разведчик Як-25Р;
- Морской экспериментальный разведчик Як-25МР;
- Дальний высотный разведчик Як-25РВ;
- Разведчик радиационной обстановки Як-25РР;
- Разведчик радиационной обстановки Як-25РРВ.
Первый экспериментальный самолет (под индексом Як-125), конструктивно представлял собой практически тот же перехватчик Як-25, за исключением ряда изменений внесенных в общую компоновку, функциональные системы (прежде всего в электросистему, топливную систему и систему вооружения) и состав специального оборудования (к примеру установили новый ответчик системы государственного опознавания, демонтировали радиолокационную станцию и т. д.). Состав фотооборудования был представлен двумя качающимися установками АКАФУ под размещение аэрофотоаппаратов типа АФА-33/50, АФА-33/75, АФА-33/100 и АФА-22/50.
Его разработка велась согласно постановления Совета министров СССР от 10 августа 1951 года. В кратчайшие сроки был подготовлен эскизный проект и построен макет самолета. После их утверждения и осуществления всех необходимых согласований, началось строительство опытного прототипа. Завершилось оно в августе 1952 года. Далее последовал этап заводских (в период с 26 августа 1952 года по 3 октября 1953 года) и государственных испытаний (в период с 25 декабря 1953 года по 26 февраля 1954 года). При этом всего было выполнено около 160 полетов. В ходе проведения этих испытаний, в конструкцию внесли некоторые доработки с учетом выявленных недостатков. В целом машина показала неплохие результаты и соответствовала предъявленным требованиям, однако в серийное производство она не передавалась. Основной неустранимый недостаток заключался в неудачном размещении штурмана-оператора. В итоге, было принято решение продолжить работы по этому направлению.
Дальнейшим развитием проекта Як-125 стал фронтовой разведчик Як-25Р. Принципиальное отличие от предшественника заключалось в размещении кабины штурмана (со всем необходимым оборудованием) в носовой части фюзеляжа. Помимо этого внесли некоторые изменения в общую компоновку и провели унификацию отдельных систем с вариантом перехватчика Як-25М. Самолет был готов к проведению испытаний примерно в середине пятидесятых годов. Отмечается что сразу была построена малая серия из десяти машин. В целом этот разведчик показал удовлетворительные результаты, но на вооружение его не приняли. К тому времени уже активно велись работы по сверхзвуковым самолетам семейства Як-27Р.
Также стоит отметить, что согласно постановления Совета министров СССР от 10 мая 1954 года за номером 448-271 создавалась модификация данного самолета для нужд авиации Военно-морского флота. Она получила рабочий индекс Як-25МР. Основные изменения заключались в обновленном составе специального оборудования (в первую очередь за счет установки системы радиолокационной разведки СПРС-1 "Курс" и станции оповещения о радиолокационном облучении, а также новой радиостанции, нового ответчика и т. д.). Кроме того, был увеличен размер передней части фюзеляжа, а также добавлен отсек для хранения аварийно-спасательной лодки. Был построен только один опытный прототип, который прошел весь этап необходимых летных испытаний. По их результатам выявили дефекты в работе новой системы радиолокационной разведки. Это и послужило основной причиной остановки дальнейших изысканий по данному проекту. Разведчик Як-25МР остался только в разряде экспериментальных. О наиболее радикальной высотной модификации Як-25РВ и машинах на ее базе будет рассказано в следующей публикации.
Продолжение следует...
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.