Исследователи Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН и Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН провели ревизию красных водорослей рода Ahnfeltia в российских водах северо-западной части Тихого океана. Работа проходила в рамках государственного задания Минобрнауки России. По итогам исследования выяснилось, что наибольшие запасы анфельции сосредоточены в дальневосточных морях России, где они образуют своеобразные пласты, свободно лежащие на дне. Площадь таких скоплений может достигать несколько квадратных километров.
Интерес к красным водорослям рода Ahnfeltia неслучаен, так как именно они являются сырьем для производства ценного высококачественного полисахарида — агара, который используется в микробиологии, медицинеи промышленности.
«Мы обнаружили, что вид Ahnfeltia borealis, ранее известный только на побережье Канады, встречается и в дальневосточных морях. Ранее он идентифицировался в российских водах Тихого океана иначе, как Ahnfeltia plicata. У нас он широко распространен, но не образует значительных скоплений. В дальневосточных морях произрастает два вида красных водорослей. Произрастание третьего в регионе нуждается в подтверждении, так как в ходе исследования мы обнаружили лишь его единичные экземпляры, у которых отсутствовали структуры, позволяющие однозначно отнести их к этому виду», — сообщила кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ННЦМБ ДВО РАН Анна Скрипцова.
Кроме того, ученые пришли к выводу, что наиболее массовый вид (Ahnfeltia tobuchiensis) не является самостоятельным и должен быть редуцирован до уровня внутривидового таксона A. fastigiata.
Исследование запасов анфельции ведутся с 1930-х годов. Эти водоросли широко используются для научно-исследовательских целей в биохимии, иммунохимии, молекулярной биологии, микробиологии.
В настоящее время род включает 10 видов, из которых три — распространены на Дальнем Востоке. Ahnfeltia fastigiata var. tobuchiensis распространена только в прибрежных водах Азиатско-Тихоокеанского региона: в заливе Петра Великого (Японское море), в лагуне Буссе (остров Сахалин), в заливе Измена (остров Кунашир), в заливе Дельфин (остров Шикотан) и на северном побережье острова Хоккайдо (Япония).
Результаты исследования опубликованы в научном журнале Phycologia.