В Абайской области Казахстана (восточный регион страны) на днях приступили к разработке проекта восстановления сквозного судоходства по реке Иртыш. В том числе в сообщении с соседними странами. Проект включает мероприятия по повышению уровня водности этой трансграничной артерии в пределах Казахстана, обновление здесь судоходной, в том числе портовой инфраструктуры.
Местные эксперты предлагают включить этот проект в государственную программу развития внутреннего водного транспорта Казахстана, разработка которой считается всё более актуальной.
Обмеление большей части казахстанского сектора Иртыша к настоящему времени, обусловленное экологическими факторами и нерациональным водопользованием, негативно влияет на состояние биосферы, на водообеспечение сельского хозяйства в Прииртышском регионе. Ухудшается качество воды и дестабилизируется объем ее поставок по каналу Иртыш-Караганда (460 км). Устранению этих тенденций будет способствовать восстановление полноводности Иртыша и, соответственно, судоходства по этой магистрали.
Проект созвучен аналогичному проекту КНР (2020 г.), предусматривающему организацию грузовых перевозок по Иртышу между Китаем, Казахстаном и Россией. Китайской стороной предлагается доставка по этой артерии из РФ и Казахстана в КНР нефтепродуктов в специальных контейнерах: грузовая база поставок в обратном направлении — китайские товары массового спроса.
Но реализация этого китайского проекта едва ли возможна, так как в КНР активно реализуется долгосрочная программа по использованию Верхнего Иртыша для сельхозорошения и в гидроэнергетике обширного Синьцзян-Уйгурского автономного района, сопредельного со всеми странами Центральной Азии.