Найти тему

Светлана Тюребаева: «Смотреть на мир глазами ребёнка»

Знаете, дорогие читатели, пообщавшись с этим человеком, я поняла, что встретила будущую версию себя. По характеру, по мировоззрению. Пусть пока во мне нет такого неудержимого желания творить, не останавливаясь, но искорка уже теплится в сердце. Главное – научиться следовать правилу: «Жить и не зависеть от чужого мнения». Как заверила Светлана ТЮРЕБАЕВА, это придет. Но чем скорее, тем лучше.

– Светлана Кафаровна, кто же вы все-таки по профессии?

– Отвечать на этот вопрос лучше, начиная издалека. Я жила до 20 лет в родном городе Днепропетровске, а потом вслед за любимым человеком поехала на Север. Обещал одеть в соболя. Первое образование я там получила в монтажном техникуме. Спустя 5 лет мы с мужем переехали в Абакан, к его родителям. Здесь я выучилась в техникуме по специальности «Экономика, бухгалтерский учет», а в институте – «Менеджмент организации». Выбрала последнее для работы, стала индивидуальным предпринимателем. А сейчас уже 10 лет как в свободном плавании.

– Но когда вы начали заниматься творчеством?

– С детства была вовлечена в творчество. Песни – благо голос позволял, – театральные постановки для детей на Новый год, танцы… В общем, все мне это очень нравилось. Но в каждое увлечение, особенно творческое, надо вкладываться, а родители не могли себе такого позволить.

После развода стало совсем не до творчества. Пришлось одной воспитывать и поднимать моих девочек. Как я всегда с улыбкой говорю, долг мамы был выполнен – в правый карман положила высшее образование, в левый – водительские права. Дети выросли, состоялись. И у меня появилось время для полного погружения в творчество, которым я и занимаюсь уже около пяти лет.

– С чего начать? Выбор ведь огромный.

– Сначала «кинуло» в куклы. Я сама делала тряпичных кукол, давала им имена и понимала, что не могу ни с одной расстаться, не могу продать. Такие они милые и красивые получались! Подарила одну, но только потому, что очень хотела сделать этому человеку приятное, да и сама кукла была на него похожа. Потом начала делать мишек. Использовала такие материалы, как велюр, бархат, джинса. Еще увлеклась составлением композиций для фотозон. Все потому, что мелкая работа оказалась не для меня, хотелось реализовать весь потенциал в «гигантизме».

– И над каждой вы работали сами, без чьей-либо помощи?

– Абсолютно. Первая фотозона была детской. Она состояла из цветов, фламинго и зонтика. В ростовых композициях и светильниках в основном популярностью пользуются розы или пионы из изолона. Также их заказывают для декора различных помещений. Светильники до сих пор пользуются популярностью. Но на заказ делать не люблю. Вот приходит ко мне человек и просит сделать светильник. У него в голове сложилась картинка, но я ее вижу по-другому. Да, может, даже будет уже готовый эскиз, но все равно сделать точную копию я не смогу. Творческий процесс не идет строго по правилам, материал может повести себя совершенно иначе во время работы. И тут же возникает вопрос: понравится, не по- нравится итоговый результат? Может, это не совсем правильно для творческого человека, но мне всегда приятнее делать так, как мне самой хочется. Выставляю итоговые работы. Нравятся – люди берут, нет – это дело каждого. Хорошо, что элементы фотозон могут существовать отдельно. Одна из моих композиций, букет альстромерии, стояла на мероприятии «Женщина года».

– Есть ли у ваших работ какая-то тематика?

– Когда начала заниматься рисованием акриловыми красками, все говорили, что надо сначала выучиться в художественной школе, рисовать кружки, треугольники, а потом переходить к сложному. Я не согласилась, потому что не хотела рисовать то, что нужно. Главное – делать и создавать то, что нравится самому.

Есть много примеров, когда люди чему-то учатся самостоятельно буквально с нуля. Так, на рисование красками меня вдохновила подруга. По видео в 50 лет она начала сама рисовать картины маслом. Потом они уходили даже за рубеж! Я же, работая акриловыми красками, профессиональными разумеется, нашла себя в рисовании мультяшных персонажей. Замечательные, на мой взгляд, сейчас рисуют мультфиль-
мы – яркие, веселые и со смыслом. Некоторые работы уйдут в художественный салон, где я приобретаю материалы. А вообще, как и любой творческий человек, пробовала рисовать все – начиная от природы и заканчивая натюрмортами. Проходила множество мастер-классов, искала то, что мне ближе.

– Вы еще рисуете и карандашом. Как давно?

– А вот как только становится жарко, тогда перехожу на карандаш. Понимаете, акриловая краска очень быстро сохнет, поэтому в жаркую погоду работать с ней сложно. А вот карандашом – самое то. Много тренировалась на портретах, проходила курс художника, отправляла в группы, где все они собираются, чтобы получить рекомендации. И с каждой новой работой они, да и я конечно, видели, как становится все лучше и лучше. А секрет очень прост – делать и делать. Каждый день. Превратить это в систему.

Повторюсь, творчество – занятие недешевое. Нужно много вкладываться в материалы, использовать только качественные, чтобы работы получались не только уникальными, но и добротными.

– Светлана Кафаровна, а как вы относитесь к критике?

– А никак. Для этого нужно быть самодостаточным человеком. Всегда найдутся те, кто будет говорить: «это не так», «такое нельзя делать», «чтобы хорошо рисовать, сначала надо сходить в художественную школу». На что я всегда отвечаю: хотите – идите. Сейчас многие молодые художники рисуют довольно странные вещи. А если уйти в прошлое и вспомнить знаменитый «Черный квадрат» Малевича, который стоит очень больших денег? Вот вам и ответ по части критики.

Конечно, пока мы молоды, нам важно, как на нас смотрят, что говорят о деле, образе жизни… Но важно, чтобы как можно быстрее необходимость в чужом мнении прошла. Жизнь у нас одна, и надо успеть прожить ее открытым, раскрепощенным человеком. И еще хочу добавить, что неординарные люди, отличающиеся от общей массы какими-то яркими, необычными вещами, прической, даже цветом волос, манерами и походкой, всегда привлекают внимание. Очень люблю таких людей.

А что касается рекомендаций тех художников, кому я показывала работы… Например, один, из Санкт-Петербурга, говорил, что с каждой новой работой заметен большой рост. Такое встречается редко, тем более рисование портретов – это самые последние уроки даже в художественной школе.

– Но бывали ли у вас творческие кризисы? И как из них выходить?

– Бывает, что руки опускаются, без этого творческий процесс невозможен. Порой возникает чувство опустошения, которое может растянуться на неделю. Но только после какой-то большой, масштабной работы. Во время процесса – почти никогда. Лично мне вообще такое состояние не нравится. Повлиять может все – от семейных дел до ситуации в мире. А потом ты понимаешь, что все равно не можешь без творчества, делаешь первый шаг, потом второй – и снова в потоке!

Думаю, в творчестве не может быть, как, например, в бизнесе, четкой цели, задачи. Будучи предпринимателем, я брала ежедневник и буквально прописывала цели, одну за другой, чтобы, выполняя их, подниматься и развиваться. Зацикливаясь на целях в творчестве, не добьешься ничего.

– Наверное, как и у любого творческого человека, у вас есть мечта…

– До конца жизни остаться ребенком, который верит в чудо, смотрит на мир такими глазами. И чтобы даже самые нереальные мечты превратились в реальность.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личного архива
Светланы Тюребаевой